14:00, 23 июня 2022, Бишкек - 24.kg , Татьяна КУДРЯВЦЕВА
В Кыргызстане предлагают внести поправки в закон о внутренней торговле. Инициаторы документа считают сегодняшние условия работы невыгодными для местного бизнеса.
Объединение считает, что поправки приведут к снижению цен и росту производства в стране.
При этом поступление налогов от отечественного бизнеса составит более 5 миллиардов сомов. В Ассоциации агропромышленного комплекса рассказали 24.kg о своих претензиях к торговым сетям и способах решения проблемы.
«Мы защищаем интересы кыргызстанских производителей. На сегодня торговые сети ставят жесткие условия отечественным производителям. В итоге цены на отечественные продукты дороже импортных», — говорит исполнительный директор ассоциации Рустам Балтабаев.
Он уверен, что на рынке страны есть дискриминация отечественных производителей в пользу импортеров со стороны торговых сетей.
Например, местные поставщики должны платить ретро-бонус, штрафы, расходы на рекламу. Есть и плата за вход в торговую сеть каждой позиции товара. В Ассоциации агропромышленного комплекса заявляют, что для импортных товаров таких сложностей нет.
Не устраивает общественное объединение и то, как сейчас складывается цена на отечественный товар. Если местный бизнесмен поставляет продукцию в торговую сеть по 80 сомов, то на полке в супермаркете она будет стоить уже 110 сомов.
Торговая наценка составляет 30 сомов. Ее супермаркет забирает себе как за услугу по реализации товара.
«При этом товар поставляется в супермаркет под реализацию. Кроме наценки супермаркет требует выплатить комиссию — «ретро-бонус» в сумме до 15 процентов от цены поставленной продукции. Если отечественный производитель поставил продукцию в супермаркет на 1 миллион сомов, то он должен выплатить сети 150 тысяч сомов в виде комиссии. Это внушительная сумма с точки зрения изъятия денег из предпринимательского оборота», — отметил Рустам Балтабаев.
Он также рассказывает, что местные предприниматели оплачивают навязанные маркетинговые услуги в объеме от 3 до 6 процентов от цены поставленной продукции и оплачивают штрафы. За свой счет они компенсируют скидочные акции, оплачивают усушку товара до 5 процентов от цены поставленной продукции. В итоге отечественный производитель получает на руки в районе 50 сомов через 45 дней после поставки товара. Ведь за первую поставку сеть платит, когда поставлена восьмая партия товара.
«Не нужно быть экономистом, чтобы понимать, что ни о каком развитии отечественного производства не может идти речь. Нашему кабинету министров КР надо вдуматься в эти цифры. Торговая сеть зарабатывает, помимо торговой наценки в 30 сомов, еще столько же на комиссии и прочих навязанных услугах. Ни в одном секторе экономики нет такого, чтобы на одной услуге или на одном поставщике товара зарабатывали дважды, а то и трижды», — возмущен глава Ассоциации агропромышленного комплекса.
В ассоциации считают, что торговые сети пользуются рыночной и доминирующей силой, и вынуждают отечественных производителей идти на невыгодные условия. Добровольно ни один местный предприниматель не станет столько платить. Более того, инициаторы поправок в закон о внутренней торговле уверены, что из-за таких барьеров в стране считанное количество сильных отечественных брендов в сфере продовольственных товаров.
«Сейчас предприниматели, просчитывая выплаты торговым сетям, вынуждены увеличивать отпускную стоимость своего товара. Иначе они просто останутся в накладе. Поэтому импортная продукция и стоит дешевле, а соответственно, пользуется большим спросом», — подчеркнул Рустам Балтабаев.
Принятие поправок в закон о внутренней торговле позволит высвободить в обороте отечественных производителей около 1 миллиарда сомов.
В ассоциации уверены, что благодаря этому откроются новые фабрики и заводы, появятся новые сильные отечественные бренды. Кроме того, ожидается прирост производства на 11 процентов, увеличится число плательщиков налогов, снизится безработица и укрепится продовольственная безопасность страны.
«Благодаря мультипликативному эффекту поступления по налогам в бюджет Кыргызстана от отечественных производителей потенциально могут вырасти до 5,4 миллиарда сомов», — заключил Рустам Балтабаев.