09:55, 14 июня 2022, Бишкек - 24.kg , Татьяна КУДРЯВЦЕВА
Почти три года назад Кыргызстан получил $50 миллионов на реализацию проекта Digital CASA. Но до сих пор так и не стартовал. Всемирный банк даже собирался отозвать средства.
В интервью 24.kg советник президента Павел Хрипунов рассказал, почему не отказались от проекта, зачем он нужен и кто помогает в цифровизации Кыргызстана.
— Зачем республике нужен Digital CASA?
— На сегодня это ключевой инфраструктурный проект. Благодаря ему удастся подключить к широкополосному интернету более 4 тысяч точек по всей стране. Это в основном социальные объекты, которые так или иначе связаны с предоставлением государственных услуг. Проект очень важен для государства, потому что позволяет большему количеству жителей республики получить доступ к интернету. А это и получение государственных услуг, образования, доступ к телемедицине. Он станет одним из несущих звеньев в области цифровизации страны в целом.
— Какова на сегодня его судьба, ведь Всемирный банк собирался отозвать проект.
— Президент страны Садыр Жапаров дал мне поручение подготовить проект к тому, чтобы его реанимировать и запустить. Я провел большое количество переговоров со Всемирным банком.
Результатом стало то, что Всемирный банк согласился продлить Кыргызстану проект.
Напомню, что в нем есть четыре компонента — строительство самой линии связи, поставка оборудования, написание цифрового кодекса и проведение информационной кампании по раскрутке (оповещению всех заинтересованных лиц) построенной линии связи.
— Какой из них реализован? Или все на стадии обсуждения?
— По первому компоненту конкурс признан несостоявшимся, потому что участники предложили слишком высокую цену. Мы еще раз провели переговоры и убедили Всемирный банк выделить дополнительно $7 миллионов долларов США на реализацию первого компонента. Сейчас офис реализации проекта готовится повторно опубликовать конкурсную процедуру до конца этой недели и далее определить победителя по первому компоненту. С победителем Министерство цифрового развития заключит договор на реализацию.
По второму компоненту идет работа по оценке заявок, которую мы планируем завершить в ближайшее время, и определим победителя. По третьему определен победитель — это международный консорциум, который разрабатывает необходимый проект документов. Сейчас разработанные документы находятся на рассмотрении Министерства цифрового развития. Я надеюсь, что Министерство цифрового развития оперативно рассмотрит разработанные документы и запустит процесс далее согласно действующему законодательству КР.
Сейчас Министерству цифрового развития необходимо существенно ускорить работу о цифровизации республики. Президент страны поставил жесткие сроки по всем проектам цифровизации, которые находятся на особом контроле администрации президента.
Последний компонент мы начнем реализовывать только после того, как выполним первый.
— Что такое цифровой кодекс? Зачем он нужен?
— Современные технологии и весь процесс цифровизации требуют, чтобы появился единый документ, который регулирует эту сферу. Лично президент поручил его разработать. В регионе мы будем первой страной, которая создаст цифровой кодекс. Документ будет регламентировать все отношения между гражданином, государством, частными и юридическими лицами.
— Кто еще кроме Всемирного банка помогает в реализации проекта цифровизации республики?
- Большая работа проведена с Korea Telecom — крупнейшим азиатским холдингом. Они заинтересованы в появлении в республике, поэтому корпорация рассматривает вопросы открытия на территории страны определенных институтов. Кроме того, она выступает как компания-донор. За счет своих ресурсов планирует запустить в республике два образовательных центра.
— Что это за центры? Кого и чему будут учить?
— Эти образовательные центры будут готовить IT-специалистов. По задумке они будут работать на базе обновленной системы «Тундук». И Korea Telecom готова не только профинансировать открытие центров, но и потом заказывать у их выпускников разработку своих информационных систем.
— Кто еще выступает партнером в проекте по цифровизации Кыргызстана?
— В первую очередь это Россия в лице своих институтов — «Российский экспортный центр». Участвует Евразийский банк развития. Сейчас также ведем переговоры с Европейским банком реконструкции и развития. ЕБРР тоже на грантовой основе заинтересован в реализации здесь проектов в сфере цифровизации (строительство государственных центров обработки данных).
Думаю, наличие разных институтов позволит нам «закрыть» все финансовые сложности, которые есть в части реализации проектов по цифровизации.
Павел Хрипунов
По сути Digital CASA — это один из элементов в проекте по цифровизации Кыргызстана. Есть факторы, которые на нас сильно влияют — это в целом мировая политическая ситуация. Она привела к блокировке некоторых финансовых потоков. Та часть помощи, которая была одобрена, сейчас будет трансформироваться. Думаю, что в ближайшее время эта работа завершится и процесс пойдет.
Реализация всех инфраструктурных, законодательных проектов позволяет сформировать в Республике конкурентный, цифровой, региональный кластер. Цифровой кластер сформирует потребность в разработке и выпуску на предприятиях Кыргызской Республики определенного вида оборудования и компонентов, создаст дополнительные рабочие места молодым специалистам, которые будут выпускаться с образовательных центров.
В итоге это приведет к росту экономики страны и повышению качества и уровня жизни граждан (за счет предоставления цифровых сервисов).
Эти амбициозные задачи, поставленные президентом Садыром Жапаровым перед Министерством цифровизации, требуют от всех чиновников существенно и качественно изменить подходы в работе, наладить слаженную работу, координацию деятельности всех министерств и ведомств республики по вопросам цифровизации. Тщательно контролировать траты государственного бюджета с использованием информационных систем нового поколения с элементами прогнозирования и искусственного интеллекта, которые обеспечат аналитикой и инструментами управления кабинет министров нашей страны.