12:00, 09 июня 2022, Бишкек - 24.kg , Татьяна КУДРЯВЦЕВА
В Кыргызстане почти два месяца действуют новые правила получения и отправления денежных переводов. Отменять временные нормы Национальный банк не торопится, а бизнес и кыргызстанцы жалуются на сложности.
Редакция 24.kg узнала у экспертов Национального банка, зачем было усложнять систему, кто отвечает за формирование курсов иностранной валюты и куда можно жаловаться на нарушения в банке.
В январе-марте 2022 года объем валового притока переводов физических лиц через системы денежных переводов составил $518 миллионов. Это меньше, чем в 2021 году на 4,6 процента.
Из Кыргызстана в другие страны перечислили $110,8 миллиона. Это на 9,9 процента меньше, чем в 2020-м.
Правила денежных переводов утвердили еще в 2009 году. Согласно документу, отправлять деньги в национальной или иностранной валюте через системы денежных переводов может только физическое лицо.
Денежные переводы без открытия счета между юридическими лицами и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью, ЗАПРЕЩЕНЫ.
Все переводы между юридическими лицами и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью, в том числе на «Дордое», должны проводить исключительно через банковские счета. А там ограничений нет.
В связи с геополитической ситуацией увеличился риск, что системы денежных переводов будут использовать не по назначению, то есть для вывода наличной иностранной валюты из других стран через Кыргызстан. Национальный банк 18 апреля 2022 года принял временные изменения в Правила осуществления денежных переводов в Кыргызстане.
Это связано с тем, что в последнее время резко увеличились объемы денежных переводов в долларах США из России и Казахстана. И клиенты просят выдать перевод в валюте, то есть в наличных долларах США.
На сегодня выдача перевода по международной системе денежных переводов в Кыргызстане получателю может быть только в валюте страны-отправителя либо в национальной валюте — сомах.
К примеру, если денежный перевод отправляется из России, он должен быть выдан получателю только в рублях или сомах, если из Казахстана — только в казахских тенге либо в национальной валюте по курсу коммерческого банка.
Отозвать/отменить перевод по международной системе денежных переводов с территории Кыргызстана можно только в валюте страны отправителя либо в национальной валюте.
В Кыргызстане нет требований о конвертации евро в доллары США при отправке денежных переводов из европейских стран в КР. Клиенты в Европе или любой другой стране могут выбрать валюту — евро или доллар, чтобы получить свой перевод в КР. Обычно отправители в Европе выбирают евро. При отправке перевода из Европы в КР его можно будет получить в евро.
Но стоит помнить, что в связи с геополитической обстановкой на территории европейских и других стран возможно введение каких-либо требований/ограничений.
Национальный банк не устанавливал ограничений коммерческим банкам на осуществление операций по сумме при выдаче денежного перевода в иностранной валюте.
В некоторых случаях коммерческие банки могут вводить ограничения по покупке и продаже иностранной валюты, что может быть связано с временным ее недостатком, внутренними планами по операциям с ней, ликвидностью в иностранной валюте, а также выполнением нормативов открытой валютной позиции.
Согласно второму пункту статьи 35 Закона КР «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности» № 206 от 16 декабря 2016 года, «спот-обменный и другие рыночные обменные курсы свободно определяются между продавцом и покупателем, если иное не установлено Национальным банком». Следовательно, коммерческие банки и обменные бюро вправе свободно определять обменные курсы.
Если у вас есть какие-то вопросы по поводу денежных переводов или покупки или продажи иностранной валюты, необходимо обратиться сначала в ваш банк.
Обращение подается в письменном виде или по другим каналам связи (по почте, электронным каналам). В нем обязательно укажите ФИО, адрес и номера телефонов, суть обращения. В случае необходимости можно приложить документы, подтверждающие ваши доводы.
Ответ на обращение должен быть подписан руководителем банка или его филиала и содержать четкое обоснование относительно удовлетворения (полного или частичного) или отказа в удовлетворении обращения.
Если человек не согласен или не получил исчерпывающего ответа от финансово-кредитной организации, он может обратиться в Национальный банк.