14:00, 26 января 2022, Бишкек - 24.kg , Татьяна КУДРЯВЦЕВА
В Кыргызстане самые низкие ставки налогов, а государство поддерживает бизнес. Вспомните, сколько раз за последние годы эти слова звучали из уст чиновников. Как правило, именно после них и следовали инициативы, только ухудшающие положение предпринимателей.
Так случилось и с новым Налоговым кодексом.
Спорный и скандальный документ приняли вопреки здравым предложениям экспертов. Да еще и с таким опозданием, что фактически не дали бизнесу возможности подумать не спеша и определиться с налоговым режимом. Да еще и ненужные очереди в Налоговой службе создали как раз в период пика очередной волны коронавируса. Но у нас «все для людей, все для бизнеса».
Новый Налоговый кодекс — главное ожидание и разочарование года. О необходимости пересмотреть документ говорил и бизнес, и налоговики, и кабинет министров.
Прежний Налоговый кодекс приняли в 2009 году и с тех пор много раз вносили в него поправки.
В итоге в нем даже специалистам непросто было разобраться. О том, что его точно пересмотрят, заговорили сразу после смены власти в октябре 2020 года. Если б бизнес знал, чем это обернется, настоял бы на редакции Налогового кодекса от 2009 года.
Новый документ обсуждали долго. Недавно, кстати, выяснилось, что новая редакция Налогового кодекса разработана еще 5 мая 2021 года. Но на общественное обсуждение ее отправили только в сентябре 2021-го. И сразу же разразился скандал. Несколько бизнес-ассоциаций заявили, что с ними обсуждали совсем другой документ.
После шквала критики чиновникам пришлось менять отдельные положения Налогового кодекса.
Но далеко не все. Например, Налоговой службе отдали функции дознания и ввели финансирование в зависимости от собираемости налогов. Предприниматели справедливо отмечали, что эти нормы содержат коррупционные риски. Но их не услышали.
Во время обсуждения документа в окончательном третьем чтении в нем появился новый налог — на энергетические напитки. Напомним, кабинет министров усердно доказывал, что в кодексе нет НИ ОДНОГО (!) нового налога. На деле вышло иначе.
Кабмин только развел руками: предложение поступило от депутатов, мы не при чем. К тому же по регламенту Жогорку Кенеша к третьему чтению в законопроект вносят только редакционные правки. Но кто об этом вспомнил, когда речь зашла о возможности дополнительных поступлений в бюджет?
Окончательный вариант нового Налогового кодекса парламент принял только 22 декабря 2021 года. И тут было нарушение. При первом голосовании документ не прошел. Но после обеда депутаты вновь вернулись к нему и утвердили, хотя такого быть не должно. Такой вот новогодний «сюрприз» для бизнеса.
Даже после принятия документ продолжил создавать проблемы бизнесу. Ведь любой закон вступает в силу только после подписания президентом. Налоговый кодекс Садыр Жапаров в 2021-м так и не подписал.
Не подписал Налоговый кодекс президент и в первые дни 2022 года.
Появились сообщения, что его дорабатывают в администрации президента. Потом высказывали предположения, что глава государства вернет его на доработку.
Реальность оказалась куда страшнее. Президент подписал Налоговый кодекс 18 января 2022 года. На следующий день появился закон о введении в действие НК... с 1 января 2022 года. Почти через месяц страна узнала, что налоги теперь надо платить по-новому.
В государстве, которое реально заботится о предпринимателях, такое вряд ли возможно.
По новому Налоговому кодексу до 28 января предприниматели должны выбрать налоговый режим, по которому будут работать. Теперь в стране их два — общий и упрощенный.
Общий налоговый режим, предусматривающий такие основные налоги, как налог на прибыль, налог с продаж (НсП), налог на добавленную стоимость (НДС) без регистрационного порога. В общем налоговом режиме будут работать субъекты крупного бизнеса с оборотом свыше 30 миллионов сомов.
Упрощенная система налогообложения на основе единого налога. По ней будут работать субъекты малого и среднего бизнеса с оборотом менее 30 миллионов сомов.
Предпринимателям дали чуть больше недели, чтобы успеть выбрать режим.
Не уложился в срок? Будешь работать по общему режиму. Вот такая «забота» о том, чтобы бизнес работал честно и открыто.
Проблем такими необдуманными решениями создали не только бизнесу, но и фискалам. Из-за сжатых сроков Госналоговая служба перешла на усиленный режим работы. Ведь в налоговый орган по месту налоговой регистрации надо обратиться тем, кто до 31 декабря 2021 года платил налоги на основе обязательного патента, налогового контракта и налога с розничных продаж.
Вы только представьте: сотни предпринимателей толпятся в отделениях Налоговой службы, чтобы просто успеть сменить режим.
Конечно, не все предприниматели в такие сжатые сроки успеют все правильно оформить.
Это только первые «бонусы» нового кодекса. Некоторые люди начали сообщать, что налогов по новым правилам платить придется больше. А ведь обещали упрощение администрирования без увеличения налогового бремени. На деле ни того ни другого.
Кто-то может сказать, что бизнес мог бы и раньше определиться. Нет, не мог. Пока новый Налоговый кодекс не подписали, все работали по-старому. И даже если предприниматели и знали, в каком режиме будут работать, перевестись заранее не получилось бы. А с учетом изменчивости мнения властей вполне могла сложиться ситуация, когда все оставили бы по-старому.
Не удалось государству достичь и заявленной неизменности Налогового кодекса. На следующий день после его подписания президентом Министерство экономики и коммерции вынесло на общественное обсуждение поправки в документ.
«Президент издал указ об освобождении от налогов предпринимателей с оборотом до 8 миллионов сомов при наличии ККМ и предоставлении услуг населению, а также фермеров. После принятия кодекса мы внесем изменения, чтобы привести его в соответствие с указами главы государства. В проекте прописано, что изменения можно вносить раз в год. Мы сможем это сделать. Нарушений не будет», — рассказывал ранее глава ведомства Данияр Амангельдиев.
Вот и выходит, что власти декларируют одно, а делают совсем другое. А потом удивляются, почему бизнес уходит в тень или выводит активы из страны. От таких инициатив хочется и волком выть, и бежать.