Интеграция.kg: успеть все и сразу

13:20, 22 ноября 2014, Бишкек - 24.kg , Татьяна КУДРЯВЦЕВА

Успеет ли Кыргызстан за месяц реализовать все пункты Дорожной карты по вступлению в Таможенный и Евразийский экономический союзы?

Галопом по законам

Ожидается, что договор о присоединении Кыргызстана к ТС и ЕАЭС подпишут 23 декабря. Это означает, что за месяц Кыргызстан реализует все пункты Дорожной карты. Но пока Жогорку Кенеш одобрил лишь первый пакет законопроектов по Таможенному союзу во втором чтении. Остальные даже не внесены на рассмотрение парламента, а в кабинете министров упрямо твердят, что все идет по плану.

«Правительство внесет недостающие законопроекты в парламент после 20 ноября. Для вступления в Таможенный союз нужно принять более ста нормативно-правовых актов, но законов нужно изменить значительно меньше. В этом направлении работа ведется, и если парламент нас поддержит, мы успеем принять все законы», - убеждал журналистов заместитель министра экономики Данил Ибраев.

Большая часть нужных нормативно-правовых актов разработана, но они либо находятся на стадии согласования в правительстве, либо на общественном обсуждении. Именно это и вызывает опасения: законы придется принимать одним пакетом и практически без обсуждения и понимания.

За всю работу, касающуюся вступления Кыргызстана в Таможенный и Евразийский экономический союзы, отвечает Министерство экономики КР. В ведомстве после бесконечной череды вопросов представили подробные данные о будущих изменениях в законодательстве. В них указаны не только нормативно-правовые акты (НПА), которые нуждаются в доработке, но и ведомства, ответственные за изменения.

Акробаты пера

При детальном изучении становится ясно, почему чиновники спокойны. НПА, которые планируется изменить, разделены на две категории. Первые изменят до вступления в ТС и ЕАЭС, вторые – после. В первом пакете 16 документов, меняющих 21 закон. Их-то депутаты и приняли во втором чтении.

После вступления в ТС изменят лишь 13 законов и нормативных актов. В сфере технического регулирования уже разработан и проект закона о признании утративших силу законов, касающихся применения специальных защитных мер. Он предусматривает отмену законов «О защитных мерах», «Об антидемпинге» и «О субсидиях и компенсационных мерах». Нужны изменения и в Административный кодекс. Но их еще нет.

В сфере санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер предполагаются изменения в Закон «О защите граждан от вредного влияния табака». Но модификация документа возможна после того, как Кыргызстан примет технический регламент ТС на табачную продукцию.

В сфере транспорта и инфраструктуры планируются нововведения в Кодекс об административной ответственности. Новый вариант документа и еще 3 законопроекта разработаны и внесены на рассмотрение в правительство. В разделе таможенно-тарифного и нетарифного регулирования будут изменены законы «О драгоценных металлах и камнях» и «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Оба документа рассмотрели в кабмине, но решили вернуться к ним после согласования с Евразийской экономической комиссией. Изменится и соглашение о порядке перемещения наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров по таможенной территории ТС от 24 октября 2013 года. Оно на стадии согласования.

После вступления в Таможенный союз поменяются взаимоотношения Кыргызстана с участниками объединения в финансовой политике. С Россией денонсируют соглашение о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле, с Казахстаном - о принципах взимания акцизного налога НДС при экспорте и импорте товаров (работ, услуг).

Было гладко на бумаге…

Куда сложнее ситуация с соответствием законодательной базы Кыргызстана и Евразийского экономического союза. До присоединения КР к ЕАЭС нужно внести изменения в 7 нормативно-правовых актов, в том числе 5 законов.

В союзе предусмотрено введение электронного управления. Чтобы соответствовать партнерам, менять законы пока не надо, а вот проанализировать недостатки придется. Первые шаги сделаны. Постановлением правительства от 17 ноября 2014 года утверждена программа по внедрению электронного управления в государственных органах исполнительной власти и органах местного самоуправления КР на 2014-2017 годы.

Изменения внесут в законы «О конкуренции», «О естественных и разрешенных монополиях», «О рекламе». Первый на стадии общественного обсуждения, второй и третий разместят на сайте правительства в ближайшее время. Отдельным пунктом значатся нововведения в Закон «Об энергетике». Ими занимается Министерство энергетики и промышленности. Оно же отвечает за изменения в сфере промышленности. Но ведомство считает, что в отрасли обрабатывающей промышленности нет НПА, которые требуется изменить или вовсе отменить. Не будет нововведений и в сфере транспорта и коммуникаций.

Что же касается законодательства об интеллектуальной собственности, то скорректируют Закон «О правовой охране селекционных достижений». Таможенная служба представит новый вариант Положения о порядке таможенного контроля в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. Для ГТС сделали исключение и продлили срок внесения изменений до 15 декабря 2014 года.

Но на этом история с Евразийским экономическим союзом не заканчивается. После вступления КР в ЕАЭС изменятся 7 законов и 34 нормативно-правовых акта. Например, планируется принять Бюджетный кодекс. Это позволит не менять отдельные законы. Но проект документа в Минфине на доработке. Еще один раздел касается валютной политики. Национальный банк счел, что в этом направлении изменений не требуется. Не будет корректив и законодательства в сфере торговли услугами и инвестиций. Как ни странно, но Министерство сельского хозяйства и мелиорации также посчитало, что законодательство в агропромышленном комплексе не противоречит нормам ЕАЭС.

В сфере финансовых рынков законодательных изменений нет, но предстоит определить сектора, в которых КР предоставят национальный режим, и перечень сохраняемых ограничений. Эти вопросы регулируются законами «Об организации страхования» и «О лицензионно-разрешительной системе».

В вопросах конкурентной политики и естественных монополий планируются изменения в 18 постановлений кабмина. Эти документы относятся к категории подзаконных актов. Поэтому их примут только после изменений законов «О конкуренции», «О внутренней торговле», «О естественных и разрешенных монополиях».

В сфере государственных закупок в течение полугода будут сравнивать нормативную базу КР и ЕАЭС и только после этого внесут коррективы.

Отдельный раздел посвящен трудовой миграции. Отмечается, что законотворчеством в этом вопросе займутся Министерство внутренних дел, Государственная регистрационная служба и Министерство труда, миграции и молодежи. Речь о разработке соглашений между Кыргызстаном, Россией, Беларусью и Казахстаном о порядке пребывания граждан.

Да забыли про овраги

Работы у правительства и Жогорку Кенеша непочатый край, поэтому заявления кабмина о том, что процесс интеграции близится к логическому завершению, мягко говоря, лукавство. После 1 января 2015 года Кыргызстан не сможет назвать себя полноправным участником Таможенного и Евразийского экономического союзов.

«Мы рассчитываем, что Кыргызстан в полной мере реализует все пункты Дорожных карт по вступлению в ТС и ЕАЭС в течение 1-1,5 лет. Мы будем выстраивать торговую политику в отношении Кыргызстана так, чтобы не допустить шока. Сегодня обсуждаются вопросы торговли Кыргызстана с Китаем в рамках Таможенного союза. Планируется создать режим, который сохранит поставки китайских товаров в объеме, необходимом для внутреннего потребления КР», - рассказал министр по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев.