14:00, 12 ноября 2021, Бишкек - 24.kg , Татьяна КУДРЯВЦЕВА
В Кыргызстане набирает обороты топливный кризис. Часть АЗС ограничили продажу бензина. Купить дизельное топливо можно только на крупных заправках.
В интервью 24.kg эксперт Азамат Акенеев рассказал, почему так происходит, как может помочь государство и почему надеяться на лучшее не стоит.
— Почему в этом году в Кыргызстане такой резкий рост цен на топливо?
— Не только в Кыргызстане. Сейчас во всем мире тенденция роста цен на энергоносители. Дорожают газ, нефть, уголь, топливо. Такая ситуация во всем мире, даже в развитых странах. Естественно, нас это тоже касается.
По ГСМ Кыргызстан практически на 100 процентов зависит от импорта.
У нас нет возможности сгладить рост цен. Мы получаем топливо из России. С Казахстаном нет соглашения по поставкам. Да и в сегодняшних условиях они вряд ли будут помогать. В Казахстане сейчас сложная ситуация, им нужно обеспечить внутреннее потребление. Они начали импорт топлива.
В России тоже большой дефицит дизельного топлива. На многих заправках его не продают. А там, где солярка есть, цены на нее растут. Сейчас наши нефтетрейдеры заключают контракты на поставку. Цена, скорее всего, будет еще выше. Тем более у нас поставщики топлива все частники. Нас, конечно, ожидает рост цен, связанный с увеличением оптовой стоимости топлива. Я вообще боюсь, как бы не столкнуться с дефицитом ГСМ.
— Почему? У нас есть же соглашение с Россией по беспошлинным поставкам?
— Если сейчас в России наблюдается дефицит топлива, то они могут ограничить вывоз. Это нормальная ситуация. Любая страна в первую очередь заботится о внутреннем потребителе. Поэтому как бы мы не оказались перед выбором: либо получаем более дорогое топливо, либо его не будет вообще.
Сейчас мы больше должны думать о наличии топлива в стране, а не о его цене.
Азамат Акенеев
— А есть какие-то рычаги, которые позволяют избежать такого резкого роста цен?
— Стоимость топлива складывается из нескольких компонентов: закупочная цена, расходы на перевозку, налоги, местные операционные расходы нефтетрейдеров. На закупочную цену мы вряд ли можем повлиять. Это мировая тенденция подорожания топлива. Стоимость перевозок сейчас тоже растет. За последние месяцы в несколько раз выросли тарифы на перевозку больших объемов грузов. Особенно это касается международных перевозок. Операционные расходы нефтетрейдеров тоже вряд ли удастся снизить.
У нас есть небольшой резерв влияния на цены — это налогообложение.
Его можно попробовать применить для стабилизации ситуации на топливном рынке. Ведь у нас акциз и НДС на импорт ГСМ считается с каждого литра топлива. Возможно, стоит его временно убрать.
— Как думаете, государство пойдет на это?
— Это сложный вопрос. Акциз на ГСМ — один из видов налогов, который собирают относительно чисто. Государство может всегда рассчитывать на эти средства. Тут могут быть выпадения запланированных доходов.
— Нефтетрейдеры говорят, что все заложенные в бюджет поступления от налогов на ГСМ перечислены. Так происходит именно из-за роста цен на топливо. Вы согласны с этим утверждением?
— Я с ними согласен. Когда в начале года формировали бюджет, то цена на топливо была совсем другая. При взимании налогов основываются на цене товара. Поэтому возможно, что планируемые налоги уже собрали. Вероятно, сейчас речь о том, что кабинет министров не получит дополнительных доходов. При этом надо помнить, что планируется увеличить бюджет в 1,5 раза. И эти средства государству нужны.
— В каком случае власти могут согласиться на налоговые послабления для поставщиков топлива?
— Если будет задача сдерживать рост цен на ГСМ, то у кабинета министров единственная возможность это сделать — налоговые послабления.
— Если помощи не будет и цены на ГСМ вырастут, как это скажется на росте цен в стране?
— Топливо — это такой вид товара, который «сидит» так или иначе в стоимости всего. Конечно, в каких-то сферах повышение цены на него скажется сильнее — транспорт, такси, маршрутки, автобусы, перевозки. В этих сферах цены вырастут сильно. Но нужно понимать, что и в других влияние роста цен на топливо может накапливаться. Например, если товар производится из нескольких видов сырья, там есть доля транспортных издержек.
Максимальное влияние на рост цен оказывают стоимость ГСМ и электроэнергии.
Азамат Акенеев
Поэтому однозначно нам стоит готовиться к большому росту цен. У нас итак высокая инфляция. По последним опросам населения, рост цен назван самой главной проблемой. Это больше всего беспокоит наших граждан.
— Каковы ваши прогнозы на ближайшее будущее по ценам на ГСМ?
— Думаю, совсем сдержать рост цен не получится. Не думаю, что стоит ждать их снижения. Эта зима будет тяжелой для всего мира. Китай, Германия, Канада столкнулись с энергетическим кризисом. Нам тоже к этому надо готовиться.
— Что посоветуете делать?
— Тем, в чьих расходах топливо занимает серьезную часть, стоит экономить. Нужно использовать более эффективные виды транспорта. Автомобили могут быть экономичнее, есть гибридные, на газомоторном топливе.