11:31, 20 ноября 2014, Бишкек - 24.kg , Татьяна КУДРЯВЦЕВА
До вступления Кыргызстана в Таможенный и Евразийский экономический союзы остается все меньше времени. Страна планирует войти в объединения 1 января 2015 года. Однако работы в этом направлении непочатый край. Пока законодатели спешно пытаются принять нужные законы, простые кыргызстанцы размышляют, что принесет стране интеграция. Об этом в интервью ИА «24.kg» рассказал член президиума Российской академии естественных наук Владимир Алексеев.
- Процесс интеграции запущен. Но голоса «против» звучат довольно громко. Не получится ли, что в последний момент Кыргызстан изменит решение?
- Не думаю, что за месяц-полтора что-то изменится. Политическое решение принято. Процесс, конечно, нельзя назвать необратимым. Но он набрал такую инерцию, что остановить его практически невозможно. И дело не в политической воле стран, подписавших документ о создании Евразийского экономического союза. У нас исторический анамнез – мы родом из СССР. Его, правда, никто не собирается восстанавливать. Иногда возникают какие-то ура-патриотические возгласы, но, с точки зрения рационального восприятия, этого не нужно делать. Нам нужно прагматически выстраивать отношения с учетом добрососедства.
- Что нужно сделать, чтобы ЕАЭС выполнил возлагаемые на него задачи?
- Дом надо будет строить на политическом фундаменте, исходя из подписанного руководителями стран решения. Откровенно скажу, он зыбкий. Но под него нужно подводить материальную и нормативную базу. Я не делаю из экономических отношений главную составляющую интеграционного процесса. Экономика обязательно должна быть в хорошей юридической упаковке. Не нужно стараться написать требования, правила, регламенты, которые будут действовать всю оставшуюся жизнь. Жизнь богаче наших представлений о ней, должна быть поэтапная работа. Не стоит забывать и о восточном менталитете. Здесь все привыкли делать обдуманно, не спеша. Нужно поспешать не спеша.
- Кыргызстан в последние месяцы более чем торопится, чтобы вступить в ТС и ЕАЭС уже в 2015 году…
- Я бы не сказал, что Кыргызстан сильно спешит. Вы долго созревали для этого решения. У КР 20 лет была возможность изменить ситуацию в стране. Были попытки поднять экономику, создавались планы развития, но будем откровенны - результаты не внушают оптимизма. Нужно искать другой путь. Это и есть евразийская интеграция.
- Насколько этот шаг выгоден для Кыргызстана? Прогнозы по экономическому развитию страны уже сейчас неутешительны.
- Неутешительны не прогнозы, а факты, касающиеся развития кыргызской экономики. А вот прогнозы развития будут положительны. В любом крупном проекте есть вложения. Кыргызстан идет в ТС и ЕАЭС за выгодами, и это нормально. Но за удовольствие надо платить. В данном случае речь не идет о национальном суверенитете, как говорят противники ТС и ЕАЭС. Союз – это совершенно органичное на данном этапе наших отношений объединение. Конечно, возможны внешнеполитические риски. Если мы создаем единое экономическое пространство, то воздействие внешних сил может отразиться и на КР. К этому надо быть готовыми. Никто не обещает, что все будет хорошо и гладко.
- Чем мы все-таки заплатим?
- Участием в экономическом союзе. У Кыргызстана большой потенциал.
- Не станет ли Кыргызстан обузой для более успешных стран ТС и ЕАЭС?
- Есть такие мнения. Есть авторитетные люди в научно-экспертном сообществе, которые не только выступают с этой идеей, но и всячески обосновывают ее. Они говорят, что у нас европейский путь развития и бедные окраины нам не нужны. Отчасти это так. В ближней перспективе вступление Кыргызстана в Таможенный и Евразийский экономический союзы будет для России затратным, но в долгосрочной - есть множество плюсов.
- В чем наши преимущества?
- Во-первых, каждый человек – это часть национального богатства. Сейчас быстро развиваются страны с большим населением. Там может быть и нищета, но эффект больших чисел всегда срабатывает - больше умных голов. Активные граждане Кыргызстана получат возможность участвовать в евразийском лифте. Для талантливых предпринимателей или ученых будут условия для развития. В этом заинтересованы и Россия, и Казахстан. Выгоды от того или иного проекта получат все участники. Да, бизнес будет принадлежать конкретному предпринимателю, мелкому или крупному, но прибыль идет в общий котел.
- А если говорить о промышленных проектах?
- В Кыргызстане можно развить потенциал ГЭС, применить опыт ирригационных и мелиорационных проектов, запустить в оборот земли, которые не освоены. Не стоит забывать о защите на дальних рубежах. Через Таджикистан можно зайти в Кыргызстан, значит, получить и все сопутствующие угрозы. Это факт. Это угроза и для России, и для Кыргызстана. Но просто так обустраивать границу чужого государства не совсем верно. Должно быть взаимодействие.
- Будет ли создание экономического пояса Великого Шелкового пути, которое предлагает Китай, идти вразрез с идеями евразийской интеграции?
- Россия подписала с Китаем соглашение о сотрудничестве на $25 миллиардов по торговле газом и нефтью. Это пилотный проект, и расчеты будут идти в юанях. Отношения с Китаем носят для России стратегический характер, и они не будут обезличены ЕАЭС. У китайских предпринимателей есть уникальное свойство проникать через любые границы и барьеры. К тому же в РФ есть опыт приграничных территорий, в том числе Амурской области и Приморского края. Там установлен облегченный переход границы и правила таможенного регулирования для жителей региона. Кто мешает создать что-то похожее и на территории КР?
- Для Кыргызстана это больной вопрос. После вступления в Таможенный союз могут «встать» крупнейшие рынки страны, специализирующиеся на реэкспорте китайских товаров…
- Есть опасения, что после вступления в ТС вырастут таможенные пошлины для товаров, ввозимых из Китая гражданами КР или китайскими торговцами. Я считаю, что лучше сохранить тот объем товарооборота, который есть сейчас. Ему просто нужно придать более легкую форму работы.
- Не потеряет ли Кыргызстан население, которое могло бы работать здесь, после вступления в ЕАЭС?
- Динамика притока мигрантов увеличится, но рынок труда в России тоже ограничен. Здесь сработает естественный регулятор. Массового исхода не будет. Я не верю, что большая часть жителей Кыргызстана уедет из страны. Люди не уедут в том количестве, которое критично для национального суверенитета и государственности. К тому же включатся регулятивные механизмы и будут созданы рабочие места в самом Кыргызстане. Экология здесь лучше, уж вы мне поверьте, как москвичу, здесь спокойнее. И если средняя зарплата будет примерно 30-35 тысяч сомов, то мотивации для отъезда не будет. А это реальные цифры. Конечно, произойдет это не 1 января 2015 года, но первые шаги сделаны.
- Как убедить кыргызстанцев, что ЕАЭС – это хорошо?
- Для понимания того, что получит каждый из нас от евразийской интеграции, нужно просто стать участником процесса. Не стоит думать, после 1 января 2015 года все станет светлым, голубым или зеленым. Нет, это дорога с рисками и провокациями. Но есть и выгоды. Когда старшее поколение получит пусть небольшую, но достойную и стабильную пенсию, это будет лучшей агитацией за Евразийский союз. Если в Кыргызстане заработают каскады ГЭС, преимущества ощутят рабочие этих проектов, а за ними и остальные кыргызстанцы.