11:36, 19 ноября 2014, Бишкек - 24.kg , Юлия КОСТЕНКО
Бывшая оппозиция, что нынче на ключевых постах правительства, пришла к власти в том числе и благодаря лозунгам и транспарантам о недопустимости повышения тарифов на электроэнергию. Что не мешает ей теперь экспериментировать с терпением населения страны, развлекаясь тарифными играми.
Второй раз за 2014 год энергетики пытаются повысить эти самые тарифы и на тепло, и на электричество. При этом доводы самих потребителей, за счет которых хотят решить финансовые проблемы отрасли, не слушают.
Сейчас чиновники взялись переписывать проект тарифной политики. А пока они заняты очередными расчетами, кыргызстанцы вынуждены платить больше.
На умных и красивых рассчитайся!
В основу июньской тарифной политики была заложена идея покрытия дефицита средств, недостающих энергетике для восстановления и развития. Специалисты департамента по регулированию топливно-энергетического комплекса при Минпромэнерго под руководством тогдашнего министра Осмонбека Артыкбаева основной упор делали на привлечение инвестиций, в том числе и за счет населения. Они подробно рассказывали, сколько денег поступало в советское время, когда только возводились первые ГЭС и линии электропередачи в Кыргызстане, и жаловались на то, сколько теперь потребуется финансов, чтобы восстановить изношенное оборудование.
Инвестиции, конечно, в отрасль поступают, но не в том количестве, которое бы удовлетворило ненасытных энергетиков. Наживаться хотели еще и на бытовых потребителях. Для начала население решили разделить на богатых и бедных. Бытовых абонентов нарекли однофазниками и трехфазниками. Причем последних назвали «самой прожорливой группой потребителей». Для них ввели тариф в 1,2 сома за киловатт-час только потому, что абоненты имеют подключение к трем фазам для бытовых нужд. Доводы экспертов и негодование кыргызстанцев услышаны не были. Вернее, их не хотели слышать, ведь разум затмевала мысль о прибыли.
Закончилось все тем, что двое активистов смогли восстать против целой системы и доказать, что тарифы приняты с нарушениями. Однако отказаться от них энергетики до сих пор не могут и хоть пару месяцев, но будут обдирать население. Правда, ума им все же хватило не довести народ до крайней точки кипения, и тарифную политику вновь принялись перекраивать все те же специалисты Госдепартамента ТЭК.
Как лучше, не получится
Чиновники признали, что их первое творение не предусматривает вариантов энергоснабжения конечных потребителей в кризисный период, обусловленный сложившимся дефицитом электроэнергии в связи с маловодьем. По их словам, водный режим в летний период 2014 года сложился критически низким. Фактический приток воды в Токтогульское водохранилище в летние месяцы в среднем составил 63 процента от среднемноголетних значений. Из-за маловодья и увеличившегося потребления электроэнергии на 10 процентов в среднем за год в октябре объем воды в Токтогулке составил 11,9 миллиарда кубометров, что на 4 миллиарда кубов меньше, чем в прошлом году.
Энергетикам ничего не осталось, как раскрыть все карты: накопленной воды недостаточно для бесперебойного электроснабжения потребителей в осенне-зимний период 2014-2015 годов. Возможности Кыргызстана в выработке собственной электроэнергии снизились на 3,6 миллиарда киловатт-часов, а ожидаемый дефицит составляет 2,4 миллиарда.
Теперь уже, исходя именно из этого, вносятся изменения в проект тарифной политики. Убрали из нее и разделение на трехфазников и однофазников. Немаловажную роль в этом сыграла и замена далекого от отрасли Осмонбека Артыкбаева энергетиком по специальности Кубанычбеком Турдубаевым. Чтобы не вводить веерные отключения, Кыргызстан превратили из республики, экспортирующей электроэнергию соседям, в страну, идущую к ним на поклон за дорогостоящим товаром.
Тарифы предложили установить на уровне 70 тыйынов при потреблении до 700 киловатт-часов в месяц. Сверх нормы расчеты будут производить по сложной формуле: себестоимость электроэнергии, выработанной в КР, плюс затраты на импорт. Окончательной цены еще нет, поэтому предварительно Госдепартамент озвучил тариф в 2,05 сома за киловатт-час для бытовых и 2,19 сома для коммерческих потребителей. В итоге новые тарифы оказались еще больше, чем предлагал Артыкбаев.
Куда курс приведет?
Энергетики до сих пор не могут назвать себестоимость электроэнергии, вырабатываемой в КР, на предстоящий год. Как рассказал директор департамента по регулированию ТЭК Нурбек Элебаев, методику формирования тарифов приняли, документы направили в энергоснабжающие компании. Расчеты будут готовы не раньше, чем 25 ноября. По ним будут выводить себестоимость тепловой и электрической энергии на 1 января 2015 года. Она будет для каждой компании своя. На сегодня они пользуются расчетами, произведенными Антимонопольным агентством: на свет - 1,2 сома, на тепло – 1 тысяча 557 сомов. Какая будет стоимость на следующий год, пока сказать трудно.
Кроме того, остается неясным, каким будет конечный тариф при потреблении сверх нормы. Так как контракт с поставщиком считается импортным, цена в нем будет определена в долларах. Предварительные же тарифы рассчитывались по одному валютному курсу, а сейчас он совершенно другой. Следовательно, на момент подписания договора тарифы вновь изменятся из-за курсовой разницы.
Аналогичная ситуация сложилась при покупке природного газа. Его республика также покупает в долларах, а тариф для населения высчитывается в сомах по курсу на первое число месяца. В зависимости от курса доллара тариф либо ниже, либо немного выше. По такому же принципу могли производить расчеты и на электроэнергию. Однако энергетики решили отказаться от такой практики.
«Мы думали над этим и хотели применить такую же схему, как при расчете за природный газ. Но решили отказаться от нее. В соответствии с законом тарифы на электричество могут менять не чаще, чем раз в полгода. Поэтому они будут действовать шесть месяцев с момента утверждения. Каждая энергокомпания для себя решит, как принять курсовую разницу, - либо в убытки, либо в доход», - пояснил ИА «24.kg» Нурбек Элебаев.
Если курс доллара упадет в ближайшие месяцы, тариф на свет для кыргызстанцев не изменится. Дешевле, чем сейчас, то есть по 5,13 сома, Казахстан не согласится импортировать электричество. А пока стороны тянут с подписанием контракта, курс растет, и к 1 декабря о тарифе в 2,05 сома можно будет и не мечтать. Энергетики лишь успокаивают, что, мол, тарифы и так не покрывают всех затрат на импорт, и чтобы их покрыть, кыргызстанцам придется платить по таким высоким расценкам минимум год.
«Казахстанская электроэнергия будет поступать только зимой, а летом мы рассчитываем обойтись собственными силами. Но платить по повышенному тарифу потребители будут до конца 2015 года. Если в 2016-м республика не будет использовать импортную энергию, тарифы будут рассчитываться по формуле себестоимость плюс инфляция», - сказал Нурбек Элебаев.
Ставка на 12,5 тысячи человек
Возвращаясь к общественным обсуждениям, хотелось бы напомнить энергетикам, что кыргызстанцы по-прежнему не согласны с теми рамками, куда их хотят загнать, а именно с соцнормой в 700 киловатт-часов. Больше всего это ограничение возмутило жителей Нарынской и Ошской областей. Возмущение абонентов вполне объяснимо, ведь в высокогорной Нарынской области нет альтернативного вида энергии, все бытовые нужды держатся на электричестве. Юг и вовсе обделен энергоресурсами из-за ограничений в поставках природного газа. Уложиться в 700 киловатт-часов в месяц им будет сложно.
Местные жители просили увеличить норму до 2 тысяч киловатт-часов. Энергетики на такие условия не согласились. «Мы не можем позволить себе повысить гарантированный объем потребления электроэнергии до 1-2 тысяч киловатт-часов, - сообщил Нурбек Элебаев. - Норма базируется на реальных возможностях энергосистемы. На одного потребителя приходится более 600 киловатт-часов. Поэтому норму рационально установить в 700 киловатт-часов».
Высокогорные районы могут добиться повышения государственных субсидий, но только если правительство поймет чаяния народа. Пока же чиновники вновь не хотят слышать население, а неправительственные организации уже фиксируют нарушения при проведении общественных обсуждений. Якобы новую тарифную политику не доводят до каждого села, а лишь поверхностно информируют отдельные слои населения, которые согласны платить больше, лишь бы жить в комфорте. У них есть возможность заплатить. А что делать тем, кто еле сводит концы с концами?
Госдепартамент по регулированию ТЭК рапортует о том, что обсуждения прошли во всех регионах. Да, поначалу люди были против, но потом вошли в положение энергетиков и поддержали их. К слову отмечу, что, по данным Минэнерго, в обсуждениях приняли участие 12,5 тысячи человек. Это 0,23 процента от всего населения республики. Большинство вновь осталось за бортом, а те, кто смог высказать свое мнение, остались не услышанными. Не исключено, что и этот проект тарифной политики с треском провалится.