15:16, 01 сентября 2015, Бишкек - 24.kg , Татьяна КУДРЯВЦЕВА
Сом с начала 2015 года переживал небывалое давление. Национальному банку КР худо-бедно удавалось удерживать валюту на плаву. Но август стал настоящим испытанием на прочность и для банкиров, и для предпринимателей.
Свободный полет
Под занавес месяца - 20 августа - Казахстан заявил о переходе к плавающему обменному курсу тенге. Реакция не заставила себя долго ждать. Курс казахской валюты, а вслед за ней и сома рухнул. За день американская валюта взлетела до 70 сомов. Все ждали реакции Нацбанка Кыргызстана, но ее не последовало. НБ КР стойко убеждал общественность, что ничего страшного не происходит.
«В первый день после девальвации казахской валюты курс тенге-сом сразу изменился. Комбанки и обменные пункты приняли меры, чтобы не было выгодно менять тенге на доллары и вывозить их. Курс постоянно корректируется. К сому нельзя применять термин «девальвация», потому что мы применяем плавающий обменный курс», - отметил позже председатель Нацбанка КР Толкунбек Абдыгулов.
Не прошло и недели, как курс доллара установился на отметке в 64-65 сомов. «Кыргызстан - малая открытая экономика. Она тесно связана с внешними рынками. В результате девальвации тенге, юаня, рубля произошла естественная корректировка курса. Коммерческие банки страны были готовы к девальвации тенге и последующему росту американской валюты. На сегодня объем долларов в комбанках не изменился. На их счетах около $300 миллионов, из них $70-80 миллионов – в наличной форме», - успокоил Толкунбек Абдыгулов.
Все худшее впереди?
За последние десять дней ситуация так и не прояснилась. Рынок замер. Сейчас в обменных пунктах столицы купить доллары практически невозможно. Почти в каждой обменке ответ на просьбу продать валюту один: «Долларов нет». Доллар меж тем продолжает лихорадить. Еще 31 августа валюта стоила 64,4 сома. К 1 сентября цены выросли на 40 тыйынов. Что же это? До сих пор сказывается влияние тенге? Сколько будет стоить доллар этой осенью?
«Девальвация тенге влияет на кыргызский сом, хотя и в меньших масштабах, чем колебания российского рубля. Казахстан является третьим по объемам внешней торговли партнером Кыргызстана, определенная часть заработков трудовых мигрантов поступает в тенге. Доля Казахстана в кыргызском экспорте составляет около 40 процентов (за вычетом золота). Значительную часть поставок занимают продукты сельского хозяйства и пищевой промышленности», - говорит начальник отдела странового анализа Аналитического управления Евразийского банка развития Арман Ахунбаев.
В то же время значительный разбег между покупкой и продажей доллара говорит о возможных спекуляциях. Владельцы обменок пытаются попросту «навариться» на панике. И здесь вновь всплывает инициатива Нацбанка КР ужесточить требования к обменным пунктам. Слишком много поставлено на карту, чтобы дать возможность зарабатывать на страхах населения.
«Девальвация тенге уже вызвала эмоциональную реакцию на внутреннем валютном рынке в Кыргызстане. За день девальвация сома на внутреннем рынке по отношению к доллару составила около 3-5 процентов. Тем не менее, Нацбанк КР отказался от валютных интервенций. В случае сохранения плавающего валютного курса можно ожидать краткосрочной коррекции (девальвации) курса сома и небольшое негативное влияние на реальный сектор (сельское хозяйство и пищевая промышленность). В целом дальнейшее развитие экономики в меньшей степени зависит от колебаний тенге и во многом - от проводимой политики и реакции на другие вызовы. В частности, речь о предстоящих парламентских выборах и ожидаемом росте бюджетных расходов, а также сокращении производства золота», - уверен эксперт.
Выходим на мировую орбиту
Есть и еще один фактор, который стоит учитывать. В обозримом будущем именно он может сыграть с Кыргызстаном злую шутку. Впереди у отечественной экономики и валюты новая угроза – ситуация на мировых финансовых рынках.
«Слабая интеграция нашего финансового рынка с международным служит подушкой безопасности. Это позволяет избежать негативного влияния мировых кризисов. После вхождения КР в Евразийский экономический союз ситуация меняется. Будет интеграция нашего финансового рынка с рынками Казахстана и России», - пояснил глава Нацбанка КР Толкунбек Абдыгулов.
А ситуация на этих самых рынках, прямо скажем, не радужная.
Стоимость Brent и Urals балансирует на минимальных отметках с начала 2009 года. Это не добавляет твердости валютам сырьевых стран, в том числе российскому рублю. Кроме того, игре против развивающихся рынков способствуют и ожидания подъема ставки Федеральной резервной системы США в ближайшие месяцы.
После вступления в ЕАЭС вместе со структурой экономики Кыргызстана изменится и расстановка сил на валютном рынке страны. Вернее, кыргызстанцы, как россияне и казахстанцы, будут внимательно следить за событиями на нефтяных и мировых финансовых рынках. Но гораздо важнее другое – научиться быстро реагировать на возникающие угрозы. А еще лучше – упреждать негативное развитие событий.