Бюджет.kg: по одежке протягивай ножки

14:20, 22 июня 2015, Бишкек - 24.kg , Татьяна КУДРЯВЦЕВА

Министерство финансов с месячным опозданием внесло на рассмотрение парламента поправки в закон о республиканском бюджете на 2015 год. То, что главный финансовый документ страны будет пересмотрен, было понято еще до его принятия. Однако мало кто ожидал, что корректировки будут столь значительными.

Посмотрим правде в глаза

«Внесение изменений обусловлено текущей социально-экономической ситуацией. Так, в 2014 году рост ВВП замедлился и составил 3,6 процента. Таким образом, реальный рост ВВП в 2015 году ожидается на уровне 2 процентов против утвержденных 6,2 процента», - отмечает в справке-обосновании к законопроекту министр финансов Адылбек Касымалиев.

Что ж, правительство нашло-таки силы признать – повторение итогов экономического роста 2013 года будет не скоро. Пока ситуацию в отечественной экономике сложно назвать даже стабильной. Разве что стабильно тяжелой. В 2015-м ожидается замедление темпов экономического роста из-за снижения производства в сельском хозяйстве, строительстве, сфере услуг и промышленности. Хромают на обе ноги практически все бюджетообразующие сферы нашей многострадальной экономики.

Подливает масла в огонь и растущая инфляция. В 2015 году рост цен вновь будет измеряться в двузначных числах – 11,3 процента. А в конце 2014-го нам обещали всего 8,7 процента. Впрочем, винить в росте инфляции правительство можно лишь отчасти. Причины роста цен объективны – волатильность обменного курса сома, рост мировых цен на продовольствие, инфляционные ожидания населения из-за вступления страны в ЕАЭС. Прибавьте сюда удорожание импортных товаров и рост тарифов, и инфляционный пазл сложится воедино.

Не все так плохо, господа

Сложная экономическая ситуация вынудила Министерство финансов значительно подкорректировать государственную казну. Причем не только в части расходов и дефицита бюджета. В проекте поправок общие доходы предлагается увеличить на 7 миллиардов 493,3 миллиона сомов – до 111 миллиардов 246 миллионов сомов.

Отчасти увеличение доходной части связано с грядущим вступлением Кыргызстана в Евразийский экономический союз. Например, доходы в 12 миллиардов 933,1 миллиона сомов от уплаты НДС и акциза на импорт перекочевали из доходов таможенников в налоговую службу. А вот сборы акциза на импорт увеличатся на 1 миллиард 558,4 миллиона сомов. Это произойдет из-за увеличения ставок на табак и бензин. Рассчитывает правительство и на поступления от реализации лицензии на разработку Джеруя в 337,8 миллиона сомов. Если же говорить о прибыли от евразийской интеграции КР, то поступления от ввозных таможенных пошлин от стран ЕАЭС ожидаются на уровне 12 миллиардов 48 миллионов сомов.

В то же время снижены прогнозы поступлений подоходного налога, НДС на внутреннюю продукцию и налога на доходы золотодобывающих компаний на 1 миллиард 14,7 миллиона сомов. Сократятся выплаты по НДС на импортную продукцию на 1 миллиард 804,1 миллиона сомов из-за уменьшения налогооблагаемой базы.

Еще одна важная статья в структуре доходов бюджета – поступления грантов международных доноров. Ну, не можем мы жить исключительно за счет собственных средств. В этом году они увеличатся на 147,2 миллиона сомов и составят в итоге 11 миллиардов 177,4 миллиона сомов. При этом поступления грантов для реализации программы госинвестиций сократятся на 1 миллиард 240 миллионов сомов.

Аппетиты все растут

Казалось бы, все складывается как нельзя лучше. Найдены дополнительные резервы для увеличения доходной части бюджета. По логике, это позволяет сократить его дефицит, но только не в случае с Кыргызстаном. Наши аппетиты растут значительно быстрее возможностей.

Уточненные расходы бюджета-2015 составляют 136 миллиардов 573,1 миллиона сомов, или 31,1 процента к ВВП. Это на 18 миллиардов 137,1 миллиона сомов больше утвержденной изначально цифры. Наблюдается увеличение трат практически по всем статьям.

На государственные службы общего назначения потратят на 2 миллиарда 423,2 миллиона сомов больше запланированного. На 20,2 миллиона сомов увеличатся расходы на содержание парламента. Это объясняется выделением денег «на антивирусную программу, представительские расходы, ремонт в здании, канцтовары, комплектующие, запасные части и расходные материалы для копировальных аппаратов, серверов и конференц-систем, резервный фонд торага Жогорку Кенеша».

Траты на президентский аппарат увеличатся скромнее – на 13,2 миллиона сомов из-за увеличения расходов на внешнеполитическую деятельность. Зато правительство, ратующее за изыскание резервов и экономию, планирует потратить на 26,2 миллиона сомов больше. Повысятся расходы на зарплату из-за увеличения штата, на заграничные и рабочие визиты кабмина, аренду каналов для видеоконференц-связи, резервный фонд премьер–министра.

Значительно увеличиваются траты Министерства иностранных дел. Уточненный бюджет МИД на 2015 год составил 1 миллиард 473,9 миллиона сомов. Содержание дипломатов стало дороже на 405,4 миллиона сомов. В Минфине это объясняют тратами на биометрическую регистрацию граждан КР за рубежом, избирательную кампанию по продвижению кандидатуры КР в Совет ООН по правам человека и прочим.

На 360,7 миллиона сомов увеличатся расходы Центральной избирательной комиссии. Это связано с дополнительным финансированием ЦИК для проведения парламентских выборов в 2015 году с применением биометрических данных граждан. Из-за сбора биометрики на 442,9 миллиона сомов увеличились расходы Государственной регистрационной службы.

Для защиты интересов КР в международных арбитражах в бюджете 2015 года предусмотрели 272,8 миллиона сомов (рост на 82,5 миллиона сомов), на взносы в международные организации - 242,5 миллиона сомов (рост на 92,5 миллиона сомов). На расходы по обслуживанию государственного долга изначально планировалось потратить 15 миллиардов 661,1 миллиона сомов, но в итоге сумму уменьшили до 14 миллиардов 132,2 миллиона сомов. При этом на погашение внешнего долга уйдет 6 миллиардов 901,9 миллиона сомов, внутреннего - 7 миллиардов 132,6 миллиона сомов.

Расходы на судебную систему утверждены в сумме 1 миллиард 516,6 миллиона сомов, экономические вопросы - 55 миллиардов 373,32 миллиона сомов.

Дорогая соцзащита

Бюджет Кыргызстан из года в год остается социально направленным. На здравоохранение, образование и социальную сферу тратится больше всего средств государственной казны.

Самые большие расходы бюджета предусмотрены по разделу «Социальная защита». Изначально их утвердили в 25 миллиардов 405,8 миллиона сомов. Уточненный бюджет - 28 миллиардов 253,3 миллиона сомов. Расходы увеличились на 2 миллиарда 847,5 миллиона сомов. В том числе увеличение произошло из-за повышения зарплаты учителям с 1 сентября 2015 года. На это дополнительно выделено 2,2 миллиарда сомов.

Второе место по уровню расходов традиционно за образованием. Уточненный бюджет здесь сложился в размере 21 миллиарда 288,1 миллиона сомов. На третьей строчке – здравоохранение. На него потратят 13 миллиардов 790,7 миллиона сомов. Далее следуют «Отдых, спорт, культура и религия» (2 миллиарда 582,3 миллиона сомов), «Жилищные и коммунальные услуги» (1 миллиард 825,7 миллиона сомов) и «Охрана окружающей среды» (799,8 миллиона сомов).

И снова перебор

Бюджет Кыргызстана традиционно дефицитный. Из года в год Министерству финансов пеняют на то, что надо переходить на программный принцип формирования государственной казны. Это позволит рациональнее расходовать более чем скромные доходы. Минфин с предложениями, конечно, согласен. Только верстка главного финансового документа страны в программном формате возможна исключительно при отсутствии дефицита казны. Нам до этого еще далеко.

Дефицит республиканского бюджета в 2015 году составит 25 миллиардов 327,1 миллиона сомов или 5,8 процента к ВВП. По сравнению с первоначальным вариантом недостаток средств вырос на 10 миллиардов 643,8 миллиона сомов. Между тем, в Минфине спешат успокоить – ничего трагичного в дефиците нет. Секвестирования бюджета не будет.

«На покрытие дефицита бюджета в 2015 году предусмотрены источники финансирования. По внутренним источникам предусмотрено отрицательное сальдо в 6 миллиардов 2,4 миллиона сомов. По внешним же источникам, наоборот, будет положительное сальдо в 31 миллиард 329,5 миллиона сомов», - успокаивают в ведомстве.

Пора взяться за голову

Значительная корректировка бюджета говорит о том, что правительство изредка спускается с небес. Чиновники вдруг увидели, что не все так радужно, как они рисуют в планах и стратегиях. В результате миру явили документ, который более или менее объективно отражает реальность.

Важный факт – бюджет сверстан из расчета, что среднегодовой курс доллара будет 63,5 сома. Первоначальный вариант базировался на 53 сомах. «Когда корректировался бюджет, курс доллара был довольно высоким. Поэтому и установлена такая сумма. Сейчас цена американской валюты снижается. В будущем, возможно, мы снова скорректируем бюджет, исходя из текущего обменного курса», - прокомментировал ИА «24.kg» министр экономики Олег Панкратов.

Похожего мнения придерживается и экс-министр финансов КР, депутат парламента Марат Султанов. Он уверен, что обменный курс для бюджета не играет особой роли. Та помощь, которую правительство получает, и те выплаты, которые делает, достаточно близки между собой. Курс доллара больше влияет на платежи, доходы бюджета при оплате таможенных пошлин.

«Мы с самого начала говорили, что нужно стремиться к тому, чтобы вносить изменения в бюджет только раз, в середине года. Это нормальная практика, с учетом той турбулентности на рынке, которая сейчас существует. Но корректировка почти на 20 процентов - это многовато, - отмечает Марат Султанов. - Сам факт увеличения дефицита в краткосрочном периоде не страшен. Плохо, если мы будем постоянно держать такой уровень. Сейчас уровень внешнего долга страны не такой большой, около 50 процентов ВВП. Но большой уровень долга в дальнейшем уменьшит возможности привлечения частных инвестиций. Поэтому мы должны стремиться к сокращению дефицита бюджета, потому что он в конечном итоге и создает внешний долг».