11:01, 11 ноября 2019, Бишкек - 24.kg , Татьяна КУДРЯВЦЕВА
Парламент Кыргызстана начал обсуждать главный финансовый документ страны — проект бюджета на 2020-й и прогноз на 2021-2022 годы.
24.kg изучило документ, чтобы понять, как и на что республика будет жить в ближайшие годы.
Проект бюджета ежегодно считают на основе проекта социально-экономического развития страны на ближайшие годы. Готовит документ Министерство экономики. При этом вырабатывают пессимистичный, базовый и оптимистичный сценарии развития ситуации.
Проект бюджета на 2020-й рассчитали на основе оптимистического сценария.
Он предполагает, что ситуация на внешних рынках будет благоприятной. Кабмин выполнит все планы и реализует национальные проекты. Экономическая политика будет направлена на стимулирование развития отраслей, имеющих высокий экспортный потенциал, создающих рабочие места и повышающих благосостояние народа.
Ожидается, что рост экономики будет высоким. Интересно, что без учета Кумтора ВВП республики, по прогнозу, будет расти почти в два раза быстрее.
В остальном показатели без особых изменений. Кыргызстан по-прежнему останется страной, зависимой от импорта. В следующем году внешнеторговый оборот республики прогнозируют в $7 миллиардов 560 миллионов: экспорт — $2 миллиарда 60 миллионов, импорт — $5,5 миллиарда.
Среднемесячная зарплата должна достигнуть 17 тысяч 955,5 сома, а прожиточный минимум — 5 тысяч 63,6 сома.
В 2020-2022 годах рост занятого населения прогнозируют в 1 процент, снижение уровня безработицы — с 5,8 до 5,5 процента.
Согласно прогнозу Министерства финансов, доходы республиканского бюджета с учетом грантов программы государственных инвестиций в следующем году составят 163 миллиарда 710,4 миллиона сомов, или 24,5 процента ВВП. По сравнению с 2019-м они вырастут на 7,9 процента, или 11 миллиардов 948 миллионов сомов.
Налоговые поступления составят 127 миллиардов 879 миллионов сомов, неналоговые — 26 миллиардов 148,6 миллиона.
Основная доля в неналоговых доходах приходится на поступления от оказания платных услуг (10 миллиардов 749,6 миллиона сомов), дивиденды на государственный пакет акций (3 миллиарда) и прибыль Национального банка (2 миллиарда).
Поступления официальных трансфертов (программные гранты и гранты государственных инвестиций) в 2020 году ожидают на уровне 9 миллиардов 682,8 миллиона сомов. В том числе гранты от Азиатского банка развития — в 2 миллиарда 820 миллионов сомов по программе поддержки экономической диверсификации.
Гранты государственных инвестиций составят 6 миллиардов 862,8 миллиона сомов.
Общий объем расходов республиканского бюджета на следующий год без учета финансовых активов установили на уровне 173 миллиардов 663,9 миллиона сомов, или 26 процентов ВВП.
Если в прошлом году Министерство финансов заявляло о сокращении планируемых расходов, то сейчас ситуация изменилась. В отличие от 2019-го, траты вырастут на 11 миллиардов 750,8 миллиона сомов.
При этом бюджет по-прежнему останется социально направленным. Общие расходы на образование, здравоохранение и социальную защиту планируют в 54 миллиарда 460 миллионов сомов. Интересно, что расходы на соцзащиту сократят на 1 миллиард 193,9 миллиона по сравнению с бюджетом этого года.
Самое большое увеличение расходов предусмотрено на образование (8 миллиардов 461 миллион сомов), а сокращение — на раздел «Экономические вопросы» (4 миллиарда 971,3 миллиона).
Траты на экономические вопросы сокращают второй год подряд и примерно на одинаковую сумму. При этом в общей структуре расходов большую часть занимают траты на государственные услуги общего назначения (30,7 процента, или 8,4 процента ВВП).
Увеличение расходов связано с выборами депутатов Жогорку Кенеша, проведением переписи населения и жилищного фонда, введением в действие Центра по координации гарантированной государством юридической помощи и содержанием департамента пробации при Министерстве юстиции.
На обслуживание государственного долга в 2020-м планируют потратить 28 миллиардов 818,8 миллиона сомов: на внешний — 16 миллиардов 163,3 миллиона, на внутренний — 12 миллиардов 655,5 миллиона.
В структуре внешнего долга преобладают платежи в долларах США — 84,7 процента.
Из-за этого волатильность на валютном рынке может стать для Кыргызстана серьезной проблемой. При повышении обменного курса доллара США к сому и кросс-курсов другой валюты (евро, японская йена, специальные права заимствования — СДР и других) есть риск нехватки бюджетных средств, заложенных для обслуживания государственного внешнего долга.
В 2018-м Министерство финансов при составлении бюджета значительно сократило его дефицит. В ведомстве обещали, что и в последующие годы разница между доходами и расходами будет сокращаться.
По проекту дефицит бюджета на 2020-й — 9 миллиардов 953,5 миллиона сомов, но это на 307,3 миллиона больше, чем в бюджете этого года.
Покрывать дефицит планируют как из внутренних (19 миллиардов 726,8 миллиона сомов), так и внешних (18 миллиардов 682 миллиона) источников.
По внутренним источникам предусмотрены поступления от реализации государственных ценных бумаг и возврата бюджетных ссуд. Кроме того, у правительства есть остатки средств на счетах.
Среди рисков, которые могут повлиять на экономику страны, Минфин назвал замедление темпов мировой экономики и ужесточение денежно-кредитной политики ведущими мировыми экономиками.
Кроме того, есть опасности, связанные с сохранением низкой степени диверсифицированности экономики, снижением цен на сырьевые товары, составляющие основу экспорта (волатильность цены на золото), и зависимость внутреннего рынка от импорта продовольственной группы товаров (мука, растительное масло, сахар, крупы и так далее) и ГСМ.
Традиционным риском является природно-климатический фактор, который может оказать негативное воздействие на развитие агропромышленного комплекса и энергетики.
Есть и проблемы, из-за которых бюджет может не получить ожидаемые налоги и платежи. Часть из них касается евразийского вектора республики.
Из-за вступления в силу требований об обязательной маркировке товаров в России и странах ЕАЭС есть риск недополучить таможенные платежи.
В целом проект бюджета на следующий год характеризуется социальной направленностью, наличием дефицита и необходимостью сдерживания госдолга. Кроме того, в казне недостаточно средств на реализацию проектов, способствующих экономическому росту государства.
Остаются зависимость местных бюджетов от республиканского и отсутствие полноценной автоматизированной системы управления государственными финансами.