Валерий Диль: Все, что связано с государственной формой правления, малоэффективно

13:27, 25 мая 2015, Бишкек - 24.kg , Татьяна КУДРЯВЦЕВА

На последнем заседании правительства Министерство экономики представило концепцию реформирования системы управления государственными активами. Правда, кардинально нового так и не озвучили. Основная идея проста: расформировать Фонд по управлению государственным имуществом и создать вместо него национальный холдинг.

Кроме Министерства экономики за реализацию идеи отвечает вице-премьер-министр КР Валерий Диль. Он рассказал ИА «24.kg», когда государство станет хорошим менеджером.

- Почему всего за несколько месяцев до выборов и возможной смены правительства вдруг решили расформировать ФУГИ?

- Эта реформа необходима, как воздух. Мы уперлись в потолок. В экономике тоже нет развития. Какие-то проценты роста мы подсчитываем, но они не дают динамики развития общества. Мы не можем «закрыть» социальную сферу своим бюджетом, хотя большую часть средств отдаем именно туда. Образование и здравоохранение «съедают» 54 процента доходной части бюджета. А что в итоге получается? Как только у человека появляются достаточные финансы, он отправляет ребенка в частный детский сад или школу. Что нужно делать? Реформировать. Нельзя так дальше жить!

- Кыргызстан все годы независимости проводит реформы, но лучше жить от этого мы не стали…

- Ничего мы не реформировали. Все эти годы мы высасывали все, что осталось от Советского Союза. Сейчас пришли к тому, что надо поставить все на рыночные рельсы.

- И начать решили с системы управления госимуществом?

- Конечно. Сегодняшняя система не отвечает современным требованиям. На самом деле мы опаздываем с реформированием ФУГИ. Эффективность работы госпредприятий и акционерных обществ с государственной долей собственности низкая, реестр госпредприятий и их активов не определен.

- Кто же будет оценивать имеющееся имущество?

- Предстоит огромная работа, чтобы оценить все активы. Мы должны знать, что в нашем государстве есть и сколько оно стоит. Надо привлекать международные оценочные институты. После оценки будем передавать активы в государственный холдинг, который и будет управлять этим имуществом. Обладая огромным государственным имуществом, холдинг может не только управлять, но и развиваться. Мы сможем под эти активы брать кредиты и вкладывать в развитие государства.

- А что нам мешает делать это сейчас?

- Сейчас активы размазаны. Они не определены, не оценены сегодня. Чем управляет ФУГИ? Ничем. Фонд даже не знает, сколько у него активов, сколько они стоят.

- В концепции реформирования ФУГИ есть пункт оценки целесообразности активов. Речь о том, что государство может продать отдельное имущество?

- Конечно. Мы должны очиститься от убыточных предприятий. Мы не будем передавать их холдингу.

- Впервые слово «холдинг» прозвучало в контексте реформы энергосистемы. Объясните на примере этой сферы, как будет работать новая система.

- Нельзя сравнивать. Это принципиально новая идея. Сегодня никто не может сказать, сколько стоят электростанции, гидростанции, трансформаторные подстанции, линии электропередачи. На самом деле один мегаватт генерирующих мощностей, навскидку, стоит $1,2 миллиона. Если это умножить на имеющуюся мощность, то активы гидростанций оцениваются в $5 миллиардов. Если посчитать подстанции, ЛЭП и все, что с этим хозяйством связано, то у нас есть около $6 миллиардов. Мы сейчас берем деньги, кредитуем энергетику из госбюджета, чтобы удержать на плаву. А у нее есть активы, которые лежат мертвым грузом и не развиваются. Под них единый холдинг, который мы будем создавать на базе существующих энергокомпаний, может взять «дешевые» деньги в любом банке, и мы построим новые генерирующие мощности.

- А если взять непромышленный сектор? Допустим, здравоохранение. Как поможет ему создание холдинга?

- Никто не знает, сколько в стране зданий медицинских учреждений. Для начала надо сделать их регистр, а затем посмотреть, какого года постройки здания, в каком они состоянии, сколько стоят. После сможем сказать, что, допустим, в секторе здравоохранения у нас есть $1 миллиард. Это наш актив. Для его развития нужно поменять форму управления. Мы вкачиваем деньги в здравоохранение, а толку нет. Если мы собираемся идти в хорошую больницу, то речь, как правило, о частном медучреждении. Потому что в государственной больнице, как в сарае. А куда тогда уходят бюджетные деньги? Значит, сектор неправильно управляется. Когда мы подсчитаем активы, сможем изменить ситуацию.

- Каким образом?

- Возьмем, к примеру, сельскую больницу в селе Чалдоваре Панфиловского района Чуйской области. В селе десять тысяч населения, но людей не устраивает больница. Что нужно сделать? Посчитали, сколько стоит этот актив – например, $500 тысяч. Мы говорим: давайте будем создавать на этой базе что-то совершенно новое в форме государственно-частного партнерства. Или ищем инвестора, частника, который возьмет половину актива, начнет им управлять и вкладывать деньги на определенных условиях. Больница станет образцово-показательной.

В Европе везде так. Приходишь в больницу, там сидит профессор, доктор и занимается только лечебной частью. А частная компания управляет комплексом, больницей. Врач не должен заниматься лампочками, бинтами, теплом, светом. Для этого должны быть другие люди. Эту структуру нужно менять. Все, что связано с государственной формой управления, малоэффективно. А все, что связано с частной, эффективно. У нас в Кыргызстане много грамотных молодых людей, которые закончили международные институты, у кого есть хорошие знания. Их и надо привлекать к этой работе, и делать это смело.

- Вы не задумывались о том, что правительство обвинят в очередной попытке продать государственную собственность?

- Не все продадим в частные руки. Будем смотреть активы, исходить из их целесообразности. Немецкое правительство выделяет Кыргызстану средства на создание на научной основе семеноводческого хозяйства. Я объехал государственные племенные хозяйства и институт животноводства. Такое впечатление, что гражданская война прошла: все разрушено. Государство не может содержать организации и учреждения, которые себя не окупают. Оно не может вечно дотировать это. Надо снять нагрузку с бюджета.

- Если говорить о реформе в секторе здравоохранения, то мы вместе с благами можем прийти к повышению стоимости услуг. Не думаю, что население оценит такой шаг.

- Этого не будет. У нас есть Фонд обязательного медицинского страхования. В полной ли мере он выполняет свои функции? Нет. Все люди в Кыргызстане должны иметь страховой полис, как в Германии. Подходишь, даешь карточку, и без разницы, какая форма собственности в больнице. Там с карточки снимут деньги, на них вы будете лечиться. У каждого гражданина КР есть такая карточка, но он не знает, куда идут его деньги, сколько их, и не пользуется своими возможностями. А после реформ вы будете знать, сколько денег на карточке. И можете ими воспользоваться.

- Сколько времени займет процесс?

- Я думаю, год.

- И через год мы увидим результаты работы?

- Мы будем работать над тем, чтобы создать не только большой национальный холдинг, но и такие же структуры во всех секторах экономики. Секторальные активы начнут работать уже завтра. Например, тот же энергохолдинг, который предлагается создать на базе энергетических компаний.