10:43, 06 ноября 2014, Бишкек - 24.kg , Юлия КОСТЕНКО
После смены власти в 2010 году временное правительство ввело внешнее управление в нескольких банках, которые, по данным новых властей, имели отношение к семье экс-президента Курманбека Бакиева. В их число попало и ЗАО «Манас банк», принадлежащее латвийскому предпринимателю Валерию Белоконю.
Международный арбитражный трибунал 24 октября обязал банкира передать КР 100 процентов акций «Манас банка» после того, как республика выплатит $15 миллионов 20 тысяч. Кроме того, расходы Белоконя в $1,2 миллиона будут частично компенсированы кыргызской стороной. Деньги должны быть переведены в течение 60 дней со дня вынесения решения.
В распоряжение ИА «24.kg» попали стенограммы допроса самого бизнесмена и его партнеров, из которых очевидны и связь Белоконя с бывшим руководством страны, и финансовые махинации, проворачивающиеся в Кыргызстане. Поэтому из $100 миллионов и десятка требований удовлетворено только два.
Если бы да кабы…
Причиной для подачи иска в международный трибунал послужило введение консервации банка. По мнению Валерия Белоконя, экономическое положение банка ухудшилось, а само решение о введении временного руководства было незаконным. Помимо удовлетворения материальной части иска он попросил трибунал обязать прекратить все начатые уголовные, административные и гражданские дела, связанные с ЗАО «Манас банк», и гарантировать не возбуждать их в будущем.
Кроме того, Кыргызстан, по задумке банкира, должен был вернуть вкладчикам банка все деньги и проценты, не разыскивать Белоконя и его подельников Евгения Вербицкого, Юрия Качнова, Аниту Матисоне, являющихся представителями и членами совета банка. С республики планировалось взыскать судебные расходы на оплату услуг юридического представителя и расходы трибунала в 2 миллиона 208 тысяч 430 евро.
Одним из основных требований бизнесмена были опровержение в ведущем СМИ и восстановление его честного имени. Однако трибунал не поддержал его. Более того, отметил, что, если бы у юристов, защищающих права Кыргызстана, имелось на руках решение местного суда о виновности Валерия Белоконя, можно было бы полностью выиграть дело. Но кыргызстанские судебные инстанции не спешат ставить точку в этом деле и непонятно, зачем тянут время, тем самым вставляя палки в колеса защитникам. На протяжении четырех лет они расследуют дело и дважды возвращали Генеральной прокуратуре.
Несмотря на это, выиграть дело полностью и доказать виновность предпринимателя в отмывании денег еще возможно.
Порочные связи и дружеские обеды
Первоначальная сумма оценки ЗАО «Манас банк», представленная в экспертном заключении FTI Consulting, составляла $45 миллионов. Позже ее снизили до $30 миллионов. К концу арбитражного разбирательства сумма упала до $12 миллионов.
Валерий Белоконь также владеет Baltic International Bank, который привязывают к финансовым операциям. Во время допроса у него спросили, каким образом $450 миллионов, вложенных в банк, принадлежат сыну сбежавшего президента Максиму Бакиеву. Истец уверял, что все суммарные активы BIB не выше этой суммы. Однако, отвечая на вопросы, раскрыл весьма интересные подробности.
- Кто акционеры банка? – спросили у него.
- Кроме меня, мой брат Вилорий Белоконь. В BIB более 2 или 3 тысяч клиентов. В настоящее время наши активы составляют около $400 миллионов. Это не крупный банк.
- Были ли Максим Бакиев и Алексей Елисеев, кто-либо из семьи Бакиева, или любые другие люди, занимавшие должности в Кыргызстане, в числе ваших клиентов?
- Я не вправе обсуждать клиентов, но как частное лицо могу сказать, что это не секрет. В прошлом году я несколько раз встречался с Максимом Бакиевым в Лондоне, и мы иногда обедали вместе. Я заметил, что он расплачивается карточкой BIB. Не могу сказать ничего о других людях, потому что не знаю их, и к тому же не имею права говорить что-то про них. И я не обедал с ними…
- Кто владеет компанией MavalAktivi? Чем она занимается?
- Я не совсем уверен, но, думаю, я продал свою долю участия в этой компании и начал процесс ликвидации.
- Все-таки расскажите про прежних владельцев.
- В какой-то момент, я точно не помню, этой компанией владели я и Максим Бакиев…
Исходя из отчета East Star Capital, председатель правления «Манас банка» Евгений Вербицкий также отрицает связь с Бакиевым через Центральное агентство по развитию, инвестициям и инновациям. «Насколько мне известно, ЦАРИИ не имело формальной власти над государственными организациями и предприятиями. ESC утверждает, что связанная компания с MGN выиграла тендер на управление активами организаций, в которых Социальный фонд КР владеет долями. Насколько мне известно, Соцфонд являлся всего лишь миноритарным акционером международного аэропорта «Манас», «Кыргызтелекома», «Северэлектро», «Кыргызгаза». MGN являлась всего лишь консультантом ЦАРИИ», - рассказал он.
Вместе с тем 26 марта 2010 года «АзияУниверсалБанк» выдал $3 миллиона нью-йоркской компании Grunwald Capital GP. Деньги тут же перевели в другую фирму - Grunwald Fund LLP, и в тот же день MGN получила $1 миллион. Максим Бакиев был бизнес-партнером и другом Валерия Белоконя, который мог обеспечить рост операций своего банка благодаря крупным депозитам государственных предприятий, подконтрольных прямо или косвенно самому младшему сыну экс-главы государства Бакиева или ЦАРИИ.
Сотрудничал Белоконь и с Алексеем Елисеевым, который являлся заместителем главы ЦАРИИ и его ближайшим другом. Евгений Вербицкий даже был назначен генеральным директором ЗАО «В Инновация», а Елисеев учредил эту компанию.
Следует напомнить, что «Манас банк» создан в результате реабилитации акционерного коммерческого банка «Инсан», находившегося в процессе банкротства.
Из допроса Евгения Вербицкого:
- Кто был вашим конкурентом в реабилитации «Инсан банка»?
- Елисеев.
- Занимались ли вы бизнесом вместе с Елисеевым в 2007 году?
- Он предоставлял нам свои услуги как юрист. Мы полагались на него как на специалиста, который хорошо знал местный рынок. Да, мы можем назвать это сотрудничеством.
- Вам не казалось странным то, что Елисеев был вашим конкурентом и в то же время предоставлял услуги в процессе реабилитации банка?
- В середине лета 2007-го Елисеев сказал нам о том, что любое дальнейшее сотрудничество будет противоречить его личным интересам, так как он был заинтересован в приобретении неплатежеспособного банка.
- 12 марта 2007 года вы назначены гендиректором ЗАО «В Инновация»?
- Да.
- Какой адрес был у компании, в которой Елисеев вас назначил директором?
- Я могу ошибаться, но, я думаю, юридический адрес был проспект Чуй, 1б.
- Вы не правы, он находился по улице Логвиненко, 14. Вы помните юридический адрес «Манас банка», в котором вы позже стали председателем правления?
- Улица Логвиненко, 14.
По этому же адресу располагалась еще одна фирма Елисеева – ОсОО «В Технология». Директором являлась Анетта Фарсобина, а среди учредителей значилось ОсОО V.I.P. Consulting с Елисеевым во главе… ЗАО «В Инновация» готовило здание для банка, несмотря на то что его глава также хотел его приобрести.
К слову отмечу, что после апрельских событий Алексей Елисеев сбежал из Кыргызстана в Латвию. Генпрокуратура КР возбудила в отношении него уголовное дело за нецелевое использование госкредита. Управление по делам гражданства и миграции МВД Латвии предоставило ему статус беженца и отказало выдавать его кыргызским властям.
Превращение холодильников в стиральные машины
Чистый объем сделок, проведенных «Манас банком» через иностранных клиентов с 1 января 2008-го по 20 августа 2010-го, составил $4,7 миллиарда. Большинство средств переведено всего 20 клиентам, 14 из них были подозрительными иностранными подставными компаниями. Ни одна из них не осуществляла экономическую деятельность в республике. Кыргызстан использовали как суточную стоянку для денег, а дальше их переводили на меньшие счета в другие страны. В связи с этим возникает резонный вопрос: для чего деньги переводились в банк, если здесь они не использовались?
Основные сделки проводились с иностранными фирмами Aleton Trading, Lakerock Contracts Limited, Kenovert Consulting, Joist Consulting, Waytrans Limited, Skyberg Universal, Altyn Zaman, Amedeo Limited, Sunmark Industries Limited, Agenta Industries Limited, Aflex Limited, Norway Group NZ Limited, Rollo Intex Limited, Herald Federation Limited, с отечественными ОАО «Кыргызгаз», «Нарынгидроэнергострой», «Электрические станции», «Северэлектро», ЗАО «МФК Бай-Тушум». 27 процентов кредитов пришли из Baltic International Bank.
На начальной стадии клиент вводил незаконно полученные деньги в финансовую систему, а затем переводил их подальше от источника. Средства могут быть направлены через куплю-продажу инвестиционных инструментов или клиент может передать их через ряд счетов в банках по всему миру. Зачастую переводы маскируются под оплату за товары или услуги.
К примеру, Aleton Trading, зарегистрированная в Южной Африке, является крупнейшим клиентом «Манас банка». Через нее прошло $2 миллиарда 387 миллионов 891 тысяча 618. Она покупала холодильники и большое количество валюты конвертировала через банковские счета BIB. Деньги приходили на счет Aleton Trading в «Манас банке» через корреспондентский счет BIB. В тот же день проводилась конвертация долларов в британские фунты стерлингов, далее в евро и переводились со счета. Никаких платежей, таких как заработная плата, аренда, налоги, аудиты, расходы, не производилось. Практически одинаковые суммы, поступившие в «Манас банк» от продажи холодильников, покидали счет в течение 24 часов для покупки мебели.
По такому же принципу работали и остальные иностранные компании. При этом регистрацию они имели в Новой Зеландии, Великобритании, Южной Африке, а счета открывали в «Манас банке», находящемся в Кыргызстане. Офисы этих миллиардных организаций расположены в гаражах и промышленной зоне.
Залог для «Витязя»
Отдельного внимания заслуживает выдача займов пансионату «Витязь», залог которому обеспечила дочь латвийского бизнесмена и друга Белоконя - Владимира Вашкевича.
Из допроса Валерия Белоконя:
- Является ли Ольга де Вашкевич важным клиентом для «Манас банка»? Если да, то почему?
- Ольга де Вашкевич является нашим клиентом. Как я уже говорил, я не могу комментировать клиентов BIB. Сумма на ее депозитном счету… Может быть, вы можете напомнить мне, каков был ее размер? Но это была значительная сумма для «Манас банка».
- При принятии решения возвратить депозит Ольги де Вашкевич в «Манас банк»… Вы сделали это из-за того, что вы с ее отцом были друзьями, вы выросли вместе, у вас был совместный бизнес, и вы свидетельствовали против него в уголовном процессе?
- Я и правление смотрели, насколько важным был клиент для «Манас банка». Я могу ошибиться, но думаю, что Ольга де Вашкевич вложила $1 миллион или $600 тысяч… Вы упомянули ее отца. Я с ним знаком. Я никогда с ним не работал. Я знаю достаточно много людей в Риге.
На допросе член совета директоров «Манас банка» Анита Матисоне рассказала, как выдавались кредиты, в том числе и Вашкевич. Так как некоторые члены совета директоров не находились постоянно в Кыргызстане, сведения представлялись в электронном варианте. Вся информация, необходимая для оценки предложений, отправлялась по электронной почте. Никаких собраний совета директоров не было, все решения принимались благодаря конференц-связи.
- Не могли бы вы нам рассказать о залогодателе по имени Ольга де Вашкевич?
- В дополнении к залогам, которые были представлены в виде недвижимого имущества, определенная сумма использовалась в качестве залога.
- Не показалось ли вам странным, что гражданка Латвии согласилась предоставить залог за компанию, которая не имела никакого отношения к этому государству?
- Мы заинтересованы получить как можно больше залогового обеспечения. Если залоговое имущество не третьего лица не вызывает подозрений по поводу его происхождения, то его принятие является обычной практикой. Вашкевич не оказывала никакой поддержки ни «Манас банку», ни BIB. Это была поддержка исключительно пансионата «Витязь».
У одного члена совета директоров банка все же возникли сомнения относительно выдачи кредитов и получения залогов. Виталий Шестаков заявил, что руководство оказывало на него давление. В частности, у него возникли разногласия с Вербицким. Шестакова беспокоило, что банк ведет слишком рискованную политику.
- Было выдано два крупных кредита для «Манас банка», и Национальный банк отметил, что политика выдачи кредитов слишком неблагоразумная. Но стоит помнить, что банк в то время был совсем новым. После приезда Виталия Шестакова в Ригу мы согласились с его аргументом.
Еще один сомнительный кредит выдан ОсОО «Молоташ». Следует заметить, что руководителем компании значится Юрий Качнов, входящий в состав совета директоров «Манас банка». Учредителями являются Камалбек Таштанов и Baltic Gold, которую также возглавляет Качнов. Его компании занимались добычей золота в Кыргызстане.
При получении кредита залог для «Молоташ» обеспечила южно-африканская Aleton Trading, проводившая большинство финансовых операций в «Манас банке». Позже ее сменила Lakerock Contracts Limited. Это далеко не единичные случаи сомнительных сделок, совершенных в «Манас банке».
Что скрывает правительство?
Следует подчеркнуть, что правительство Кыргызстана, заинтересованное в выигрыше дела, заняло выжидательную позицию. Подозрения юристов имеют место быть. Их нужно только проверить и довести расследование до логического завершения. Конечно, республика не сможет отвертеться от выплаты $16,5 миллиона латвийскому банкиру Белоконю. Но доказать его причастность в отмывании средств вполне реально.
Вместо того чтобы направить усилия на защиту государственных интересов, чиновники Кыргызстана вставляют нанятым юристам палки в колеса, закрывают доступ к информации по делу, не могут оплатить услуги адвокатов и обеспечить присутствие должностных лиц на допросе. А те, кто смог приехать на заседание арбитража в Париже, выставляли страну на посмешище, безосновательно называя Белоконя коррупционером и вором, потому что так пишут кыргызские газеты. Такие заявления могут лишь навредить республике и приплюсовать еще миллионы долларов в качестве выплаты за поруганные честь и достоинство бизнесмена.
Не спешат поставить точку и местные суды. Напомним, что, ведь если бы у представителей Кыргызстана было на руках решение отечественного суда, мы бы выиграли арбитраж. Однако судам недостаточно оснований, чтобы доказать факт отмывания денег через «Манас банк», а проверить имеющиеся подозрения не хватает воли. Видимо, есть что скрывать, дабы не всплыли более интересные подробности.