11:12
USD 89.02
EUR 94.77
RUB 0.95

Темир Сариев: Для прорыва в экономике нам нужны стабильность и диктатура закона

Говорить о конкурентоспособности страны можно долго и в красках, взахлеб (разумеется, если речь о Сингапуре) и со вздохами: эх, а у нас все через… Что мешает Кыргызстану быть инвестиционно привлекательным? Бюрократия, тысячи законов, актов и инструкций, в которых запутается и чиновник. Плюс взятки, взятки, взятки и откаты. Суровая реальность поднадоела всем – и обществу, стремящемуся спокойно зарабатывать, и государству, заинтересованному в притоке бюджетных средств и положительной репутации страны.

Административные барьеры и коррупция – как раз то, против чего направлена регулятивная реформа, охватившая 34 государственных органа. Реформа глобальная, реализуемая правительством совместно с ОБСЕ и под началом премьер-министра. После инвентаризации и оценки законодательной базы будут вынесены рекомендации об ее оптимизации. Говоря простым языком, нас ждет тотальное сокращение нормативно-правовых актов, не отвечающих определенным критериям – таким, как законность, целесообразность, отсутствие коррупционных лазеек. И как итог – улучшение бизнес-среды. Министерство экономики назначено секретариатом регулятивной реформы в Кыргызстане. И мы беседуем с его главой Темиром Сариевым.

- В последнее время часто говорят о так называемой гильотине, которая должна выкорчевать бюрократию и поднять инвестиционную привлекательность. Может ли она быть панацеей?

- В Национальной стратегии устойчивого развития основными целями развития частного сектора являются резкое сокращение теневой экономики, снижение уровня коррупции, упрощение правил ведения бизнеса и улучшение делового климата. Здесь государство обязано быть последовательным и системным. Сейчас в Кыргызстане проводится комплекс реформ для создания благоприятного инвестиционного климата, защиты бизнес-среды и формирования открытой системы госуправления. Это откроет нас миру и усилит наши позиции. Мы начали с сокращения числа проверяющих госорганов - с 21 до 13. Оптимизировали проверки в соответствии с критериями риска. Результат: в 2014 году всего 27 тысяч проверок, а в целом зарегистрировано 357 тысяч субъектов предпринимательства. Количество лицензий и разрешений сократилось с 236 до 101. Многого удалось достичь, но останавливаться нельзя. Нынешняя регулятивная реформа – продолжение шагов правительства, которые оно сделало для динамичного развития экономики. В рамках регулятивной реформы предусматривается совершенствование нормативно-правовой базы, которая поможет определить правила взаимоотношений бизнеса, государственных органов и местных сообществ.

Нынешняя реформа, предполагающая проведение «гильотины», это масштабный проект, охватывающий всю страну. Это процесс, нужный нам, кыргызстанцам. Он принесет несомненную пользу: вы же видите те многочисленные барьеры, что мешают развитию экономики. Их надо устранять, убирать различные коллизии и дублирования в законодательстве, искоренять коррупцию в госуправлении, применять эффективные методы государственного регулирования. Реформа рассчитана на социально-экономическое развитие республики. Это достижимо при условии ответственного участия каждого бизнесмена, каждого гражданина, каждого чиновника.

- В одиночку осилить столь глобальную работу сложно, учитывая дефицит кадров и прочих ресурсов в стране…

- Реформа проводится с участием международных экспертов, большую поддержку оказал Центр ОБСЕ, пригласив международную Jacobs, Cordova & Associates. Данная фирма является ведущей в мире в области регулятивной реформы и разработчиком специальной программы e-Guillotine. Этот метод - наиболее эффективный и быстрый инструмент по пересмотру законодательства и выявлению экономически неэффективных и нецелесообразных механизмов. Опыт аналогичных реформ в других странах весьма впечатляет: «гильотина» успешно применялась в 12 странах, помогла сократить и упростить более 25 тысяч нормативно-правовых актов, сэкономив бизнесу более $7,8 миллиарда в год.

В Корее после «гильотины» дополнительно открыт миллион рабочих мест, издержки бизнеса упали на 4,4 процента ВВП, а расходы правительства сократились на $590 миллионов. У нас несколько тысяч документов, с которыми предстоит детально разобраться. В Бишкек уже прибыли специалисты, чтобы оценить конкретно, сколько сэкономят государство и бизнес на реализации реформ.

- Инициатива замечательная! Но я помню, как охотно поначалу участвовал бизнес в совещаниях и обсуждениях несколько лет назад, а потом обиделся на то, что его рекомендации по большей части не учли. Не будет ли это игра в одни ворота?

- Наши предприниматели получат большие выгоды от реформы. И немаловажную роль сыграют бизнес-ассоциации, если активно подключатся к ней. Бизнес должен понимать, что каждая сторона несет ответственность за результат, но нужны не просто жалобы, а конструктивные предложения, факты из практического опыта. Оценка бизнеса для нас является самым важным критерием. Чем больше мы будем работать в партнерстве, тем быстрее продвинется реформа. Кстати, в обсуждении может участвовать любой заинтересованный, будь то бизнесмен или гражданский активист: можно в режиме онлайн оставить замечания и предложения, отслеживать ход процесса. Для этого достаточно зайти на сайт www.e-guillotine.kg. Чем больше будет участие предпринимателей, тем лучше результат. Этого же требуем от госорганов.

- А госорганы не противятся такому массиву работы?

- Мы понимаем, что без этого не обойтись. Углубленная инвентаризация и оценка законодательства намного упростит работу госорганов, исключит коллизии и дублирование, что поможет в дальнейшем эффективно использовать в их работе методы анализа. Это выведет страну на конкурентоспособный уровень. В результате усилятся потенциал и навыки государственных органов, участвовавших в проекте, и в дальнейшем они смогут проводить подобные реформы самостоятельно. В итоге мы не только приведем в порядок нашу законодательную базу, но и сможем перенять методику принятия эффективных решений.

Благая идея не должна остаться на бумаге, и мы будем двигаться вперед, совершенствуя наше законодательство и применяя современные инструменты. За результаты несут персональную ответственность руководители задействованных госорганов, и я это подчеркиваю.

- Вступление в ЕАЭС, замедление мировой экономики, сложная геополитическая и геоэкономическая ситуация, отток капиталов… Учитывает ли это нынешняя реформа? Что она может предложить в ответ?

- Недавно в Женеве обсуждалась инвестиционная политика. Всем развивающимся странам необходим ежегодный объем инвестиций в $2,5 триллиона, однако рынок может предоставить $700 миллиардов, то есть в три раза меньше. Идет серьезная борьба за инвестора, который все чаще смотрит в сторону таких стран, как наша. Мы не должны его потерять только потому, что где-то чего-то не учли или имитировали бурную деятельность. Чтобы сделать прорыв в экономике, нам нужны стабильность и диктатура закона. Законодательство должно работать, а не создавать лишние барьеры. На это и направлена регулятивная реформа. Она в интересах всего общества и государства.

Мы делаем и будем делать все, чтобы изменить инвестиционный климат, сделать более гибким и прозрачным государственное управление в преддверии вступления КР в ЕАЭС. Кыргызстан становится частью большого объединения, и конкурировать будет с Россией, Казахстаном, Беларусью. Тут важно помнить: страна, способная предложить наиболее выгодные условия для инвесторов, занимает больше ниш на общем рынке. Для нас это большое испытание, и мы обязаны выйти из него с выгодой для республики.

Популярные новости
Бизнес