15:09, 14 января 2019, Бишкек - 24.kg , Татьяна КУДРЯВЦЕВА
2019 год принес сюрпризы не только водителям и любителям плеваться на улице, но и бизнесу. Практически одновременно правительство Кыргызстана запустило несколько инициатив, которые, как ожидают, помогут упростить ведение бизнеса в республике.
24.kg собрало самые важные новшества для предпринимателей.
С 1 января 2019 года в Кыргызстане введен мораторий на проверки субъектов предпринимательства. Мораторий будет действовать два года — до 1 января 2021-го. Он распространяется на проверки субъектов предпринимательства, проводимые со стороны десяти уполномоченных органов.
В список, кому нельзя проверять бизнес, попали:
— Социальный фонд;
— Госагентство антимонопольного регулирования;
— Госагентство по регулированию топливно-энергетического комплекса;
— Госслужба регулирования и надзора за финансовым рынком;
— Госинспекция по ветеринарной и фитосанитарной безопасности;
— Госинспекция по экологической и технической безопасности;
— департамент драгоценных металлов при Министерстве финансов;
— департамент лекарственного обеспечения и медицинской техники при Министерстве здравоохранения;
— департамент профилактики заболеваний и государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения;
— управление по регулированию, контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Министерства сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации.
Мухаммедкалый Абылгазиев подчеркнул, что мораторий на проверки субъектов предпринимательства ни в коем случае не представляет угрозу безопасности жизни и здоровью граждан.
«Хотел бы особо отметить, что в целях профилактики и предупреждения нарушений во время моратория уполномоченные органы будут предоставлять консультативную помощь по вопросам соблюдения требований законодательства», — сказал премьер.
Мораторий отнюдь не означает, что у предпринимателей совсем уж развязаны руки.
Тем же постановлением правительства определены случаи, когда проверок не избежать. Их будут проводить в рамках уголовного и гражданского производств, по заявлениям субъектов предпринимательства, запросам госорганов других стран, заявлениям физических и юридических лиц по фактам, представляющим угрозу для жизни и здоровья населения, а также окружающей среды.
Кроме того, проверять бизнес будут при производстве по делам о нарушении антимонопольного законодательства, вопросам экологической и технической безопасности субъектов энергетической отрасли, включенных в Перечень стратегических объектов Кыргызстана.
Не избежать проверок и субъектам предпринимательства, которые изучают и разрабатывают недра, а также работающим в топливно-энергетической сфере в части формирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию, природный газ.
Еще один шаг, который сделало правительство, — создание института бизнес-омбудмсмена. Он и его секретариат не являются государственными органами и не подотчетны им. Финансировать их будут за счет средств международных партнеров по развитию. Занять должность может любой человек, в том числе иностранец.
«Бизнес-омбудсмена избирают на пять лет. Один и тот же человек не может занимать пост более двух сроков подряд», — отметили в аппарате кабмина.
По словам министра экономики Олега Панкратова, у бизнеса много проблем при взаимодействии с госорганами. Трудности возникают не только при надзоре, но и при получении разрешительных документов.
Основные проблемы бизнеса — неправомерные действия должностных лиц при работе с предпринимателями, нарушение их законных прав и интересов.
Олег Панкратов
Олег Панкратов отметил, что институт бизнес-омбудсмена — это механизм защиты путем независимого рассмотрения жалоб бизнеса на действие или бездействие министерств и ведомств, государственных предприятий или акционерных обществ с государственной долей.
С 15 января 2019 года функции по администрированию страховых взносов из Соцфонда передадут Государственной налоговой службе. Кабмин ожидает, что это значительно сократит время предпринимателей на сдачу отчетов.
Сократится количество проверок, поскольку их будут осуществлять только сотрудники налоговых органов.
Мухаммедкалый Абылгазиев
Председатель ГНС Тенизбек Абжапаров заявил, что ведомство проработает вопрос объединения форм патентов и страховых полисов, разработает единую форму отчетности по подоходному налогу и расчетной ведомости по средствам государственного социального страхования. В Налоговой службе ожидают расширения списка плательщиков страховых взносов и увеличения поступлений.
Мухаммедкалый Абылгазиев поручил оперативно запустить сервис по представлению в налоговые органы отчетов о страховых взносах в электронном формате.
Правда, есть одно но. Расчетные ведомости по средствам государственного социального страхования до 1 января 2019 года, в том числе за декабрь 2018-го, необходимо сдавать все-таки в районные управления Соцфонда по месту регистрации.
Отчет за январь 2019 года и последующие необходимо сдавать уже в территориальные налоговые органы начиная с февраля.
Систему предложили сами бизнесмены еще в 2011 году. Ее долго обсуждали, потом тестировали в Октябрьском районе Бишкека и Сокулукском районе Чуйской области. Но, несмотря на успешный пилот, бизнес пока не торопится хлопать в ладоши и радоваться упрощению процедуры. Предприниматели не уверены, что система заработает четко и действительно упростит им жизнь.
Кстати, первые новшества бизнес почувствовал еще в прошлом году. С 1 октября 2018 года Налоговая служба начала выдачу патента в электронном виде через сайт ведомства.
Новая услуга позволяет оформить патент удаленно. Это упростило процесс получения добровольного и обязательного патента, а также патента на наемного работника, занятого в сфере деятельности, подлежащей обязательному патентированию.
Сейчас есть два способа получения электронного патента: посредством электронного сервиса «Кабинет налогоплательщика» ГНС — www.salyk.kg и через eID-карту (паспорт нового образца 2017 года).
Зато система фискализации налогов в Кыргызстане полностью так и не заработала. Ее должны были внедрить еще в 2018-м, приняли законы, но дальше дело не пошло. Министр экономики Олег Панкратов объяснил 24.kg, что это очень сложная и дорогостоящая система. Это первый опыт в стране, поэтому решили не торопиться и прибегнуть к помощи иностранных партнеров.
«ПРООН за свои средства наняла компанию PricewaterhouseCoopers, которая изучила все бизнес-процессы, законодательство, человеческий потенциал в сфере налогообложения. В результате разработали план реализации проекта по фискализации налогов в Кыргызстане. По подсчетам PricewaterhouseCoopers, внедрение системы потребует $5,3 миллиона. В итоге в Кыргызстане внедрят четыре компонента — безналичное сообщество, электронные сопроводительные документы, ККМ-онлайн и систему маркировки товаров», — рассказал Олег Панкратов.
Но даже запуск системы при финансовой и технической поддержке иностранных доноров не означает, что все заработает в одночасье.
Чтобы система фискализации налогов заработала в промышленном масштабе, нужно примерно 2,5 года.
Внедрять ее будут поэтапно. Ее первые элементы должны заработать до конца I квартала 2019 года. Такие же сроки реализации системы и в других странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Еще одно новшество для бизнеса — на стадии разработки. Министерство экономики предлагает внедрить с 2019 года возможность разрешения споров между предпринимателями и госорганами через развитие альтернативных механизмов.
Вносятся поправки в ряд законов, которые должны способствовать развитию третейских судов. В Минэкономики считают, что внедрение досудебного и внесудебного урегулирования споров и примирения улучшит условия ведения бизнеса в стране.
Третейские суды автономны и независимы, не подчиняются каким-либо госорганам.
Министерство экономики
«Они признаются и поддерживаются государством в качестве альтернативных институтов правосудия по некоторым категориям споров, вытекающих из гражданско-правовых отношений. Это обеспечивает перспективное развитие данной формы судопроизводства», — уверены в Минэкономики.
В закон о медиации предлагают внести изменения, расширяющие права субъектов предпринимательства на применение внесудебных и досудебных способов разрешения споров с госорганами.