14:07, 14 декабря 2018, Бишкек - 24.kg , Юлия КОСТЕНКО
Всемирный банк является одним из основных доноров Кыргызстана. Он выделяет кредиты и гранты на развитие ключевых секторов экономики. Накануне Бишкек посетила региональный директор Всемирного банка по Центральной Азии Лилия Бурунчук. В интервью 24.kg она рассказала о реализуемых проектах и социально-экономическом развитии Кыргызстана.
— Кыргызстан занимает 76-е место в рейтинге 157 стран по Индексу человеческого капитала. Хороший ли это показатель? Как его можно улучшить?
— В этом году Всемирный банк впервые рассчитал данный индекс. Он измеряет состояние здоровья, количество и качество образования, на которое может рассчитывать родившийся сегодня ребенок при достижении им 18 лет. Другими словами, ожидаемый уровень производительности новорожденного сопоставляется с «идеальным уровнем», которого он мог бы достичь при качественном школьном образовании и стопроцентном здоровье. Итог выражается в виде значения между нулем и единицей, причем единица — лучший результат.
Индекс Кыргызстана равен 0,58 — средняя позиция в рейтинге. Это значит, что кыргызстанцы и страна в целом теряют 42 процента своего будущего экономического потенциала.
Лилия Бурунчук
По шкале достижений, где 625 баллов отражают высокий уровень успеваемости, а 300 баллов — минимальный уровень, школьники КР набирают 420 баллов. Это ниже среднего.
Ожидается, что 82 процента нынешних 15-летних подростков доживет до 60 лет.
— Что можно сделать для улучшения ситуации?
— Давайте посмотрим на лидеров рейтинга. Первые четыре места занимают Сингапур, Южная Корея, Япония и Гонконг. Имея очень ограниченные природные ресурсы и недавно являясь бедными странами, они показали стремительный рост. Они доказывают, что инвестиции в здравоохранение и образование обеспечивают значительный рост доходов.
В здравоохранении Кыргызстану надо усилить профилактические мероприятия и улучшать качество медицинской помощи на уровне первичного звена и стационарной помощи на всех уровнях.
Лилия Бурунчук
Необходимо улучшать качество образования граждан, развивать навыки и умения, которые станут востребованы в экономике будущего. Всемирный банк будет оказывать поддержку Кыргызстану в данном направлении в рамках Стратегии партнерства на 2019-2022 годы.
— Большинство проектов в Кыргызстане реализуют за счет внешних заимствований. Правительство продвигает проект Digital CASA, на который берут кредит у Международной ассоциации развития. Что он даст республике и простым гражданам? Не станет ли кредит очередным бременем для кыргызстанцев?
— Условия Международной ассоциации развития (МАР) очень льготные — половину суммы выделяют в виде гранта, то есть без возврата. Вторая половина — кредит с процентной ставкой 0,75 процента на 38 лет и отсрочкой выплат в течение первых шести лет.
Кыргызстан получает все финансирование от Всемирного банка на таких условиях.
Что касается проекта Digital CASA, это очень амбициозный проект, на который Всемирный банк выделил $50 миллионов для поддержки программы правительства по цифровой трансформации.
Лилия Бурунчук
В ее рамках предполагаются инвестиции в основы цифровой экономики, такие как цифровая инфраструктура, развитие навыков, создание сильной институциональной и благоприятствующей среды.
Цифровизация — это не просто автоматизация и информационно-коммуникационные технологии и продукты. В первую очередь это полное раскрытие и применение их потенциала в различных сферах экономики и общественной жизни.
Приведу лишь некоторые примеры. Для граждан это доступ к цифровым коммуникациям, упрощение взаимодействия с государственными органами.
Лилия Бурунчук
Например, электронная очередь и зачисление в детский сад или школу, получение необходимых справок не выходя из дома. Это очень быстро и удобно.
Для бизнеса это, к примеру, электронная регистрация и лицензирование, то есть снижение издержек, упрощение и ускорение взаимодействия с клиентами и госструктурами, повышение гибкости и конкурентности.
Для государства — сокращение «бумажной работы» госслужащих, повышение прозрачности, сокращение участия чиновника в реализации решения и таким образом противодействие коррупции.
Лилия Бурунчук
Цифровизация сегодня — неизбежный процесс, который полным ходом идет по всему миру. Новый технологический уклад в мире сформирован. Задача в том, чтобы не остаться на обочине прогресса, а быстро встроиться в этот глобальный тренд.
Правительства многих стран прилагают колоссальные усилия к развитию цифровой экономики. В настоящее время Центральная Азия является одной из частей света, наиболее изолированных от морских путей и наименее связанных с остальным миром. Цифровизация могла бы кардинально изменить положение дел за относительно короткий период.
— В Кыргызстане половина сел не имеет доступа к чистой питьевой воде. Всемирный банк и Азиатский банк развития ранее финансировали один из проектов по доступу к питьевой воде, но из-за коррупции и ошибок АБР отказался от проекта. Готов ли ВБ оказывать дальнейшую помощь?
— Не так давно начала работу программа сельского водоснабжения «Ала-Тоо булагы», где учли предыдущие ошибки. Она получила поддержку Всемирного банка и Исламского банка развития. В настоящее время Азиатский банк развития рассматривает возможность предоставления финансирования. ВБ сейчас финансирует работы на $60 миллионов в Иссык-Кульской, Чуйской и Ошской областях. Исламский банк финансирует программу в Джалал-Абадской области.
Программа «Ала-Тоо булагы» охватывает четыре области, но в перспективе планируется вовлечь в проект всю республику.
Лилия Бурунчук
Программа «Ала-Тоо булагы» отличается целостным подходом к улучшению питьевого водоснабжения и санитарных условий в селе. Что это значит? Во-первых, модернизируется инфраструктура водоснабжения, улучшаются санитарные условия школ, проводятся семинары о здоровье и повышении гигиены.
Во-вторых, ведется работа с населением для улучшения санитарных условий внутри домохозяйств.
Третий компонент — работа с айыл окмоту и повышение их потенциала, оказание технической помощи и тренинги для местных организаций, предоставляющих услуги водоснабжения. Эти организации должны оказывать качественные услуги и уметь устанавливать тарифы на питьевую воду, позволяющие возмещать собственные затраты, включая затраты на необходимое техобслуживание. Таким образом, система водоснабжения и санитарии в каждом селе сможет самостоятельно существовать в долгосрочной перспективе без внешней поддержки.
— Какие рекомендации вы могли бы дать для реализации водного потенциала страны?
— Вода — одно из главных богатств Кыргызстана. Чтобы важнейший природный ресурс эффективно работал, необходимо комплексное управление водными ресурсами.
Какова ситуация сегодня? Функции управления водными ресурсами разделены между восемью ведомствами: одно занимается сохранением ледников, другое — питьевой водой, третье — вопросами ирригации, четвертое — гидрогеологией и так далее. При этом нет тесной межведомственной координации. Национальный совет по воде, который должен собираться раз в год, проводится нерегулярно.
Существует межведомственная рабочая группа для рассмотрения вопросов интегрированного управления водными ресурсами. Проведены ряд рабочих встреч и два круглых стола под председательством первого вице-премьер-министра. Сейчас идет работа в этом направлении, но институциональная структура еще не создана.
Представители донорского сообщества, в частности, Всемирный банк, Швейцарское агентство по вопросам развития и сотрудничества, а также Европейский союз, которые на протяжении многих лет поддерживают проекты в водном хозяйстве, готовы оказать поддержку правительству в вопросе интегрированного управления водными ресурсами после решения вопросов координации.
— На развитие энергосектора Кыргызстан получил более 100 миллиардов сомов. Всемирный банк является одним из основных доноров. Как вы считаете, насколько эффективно использованы средства?
— Помощь энергосектору, которую предоставляют международные финансовые институты, включая Всемирный банк, необходима для поддержания надежного, бесперебойного электроснабжения в стране.
В течение десяти лет (с 2007 по 2017 год) спрос на электрическую энергию со стороны населения вырос на 67 процентов. Такой спрос невозможно удовлетворить без инвестиций.
Лилия Бурунчук
А ситуация в секторе плачевная. Оборудование изношено и все чаще выходит из строя. Примерно у половины существующих генерирующих мощностей исчерпан срок эксплуатации, сотни километров линий электропередачи нуждаются в замене.
Ситуация сложная и в теплоснабжении — возраст более 70 процентов активов центрального отопления и горячего водоснабжения превышает 25 лет.
Для предотвращения нарастающего числа отключений и аварий необходимы масштабные программы по замене и капитальному ремонту. Такие программы как раз и поддерживают Всемирный банк и другие партнеры по развитию. Но нужны серьезные шаги для предотвращения кризиса в энергетическом секторе и со стороны правительства.
— Сможет ли Кыргызстан самостоятельно расплатиться с долгами энергосектора?
— Если ситуация в секторе не поменяется, будет сложно. Абсолютно каждая семья в Кыргызстане вне зависимости от уровня дохода получает субсидии на электроэнергию. Даже зажиточные и богатые граждане, которые в состоянии оплачивать реальную стоимость услуг электроснабжения, платят по тарифу ниже самоокупаемости.
Каждый год энергосектор теряет деньги и вынужден получать займы от государства, чтобы просто продолжать работать.
Лилия Бурунчук
Понятно, что решение по тарифам очень тяжелое. Вместе с тем назрела необходимость снизить субсидии для платежеспособных граждан. Льготы на электроэнергию и тепло должны предоставляться бедным и уязвимым семьям, то есть тем, кто действительно нуждается в них.
Кстати, кредиты и гранты донорских организаций, в том числе Всемирного банка, предоставляются согласно прозрачным планам закупок, которые разработаны отраслевыми экспертами. Прилагаются все усилия, чтобы выделенные средства использовались эффективно и давали максимальную отдачу.