«Курсив» (Казахстан). С весны 2015 года по весну 2016-го 40 процентов казахстанских компаний пострадали от неправомерного использования IT-ресурсов сотрудниками либо от заражения вредоносным ПО, что привело к снижению производительности бизнеса. В мировом же масштабе ущерб от одного инцидента в области информационной безопасности оценивается в среднем в $891 тысячу для крупной компании и в $86,5 тысячи для компаний, работающих в сегменте МСБ.
Таковы данные, опубликованные экспертами по информационной безопасности. Сотрудники «Лаборатории Касперского», чтобы оценить масштабы ущерба, просили участников инициированного компанией опроса оценить потери, понесенные в результате наиболее серьезного киберинцидента. Компании оценивали объем прибыли, который они теряли в результате упущенных сделок, а также суммы, затрачиваемые на борьбу с последствиями кибератак.
Выяснилось, что крупные организации в среднем тратят $86 тысяч на услуги внешних экспертов и немногим меньше, $79 тысяч, на обучение сотрудников тому, как в будущем не допустить подобные атаки. Для небольших компаний эти показатели составляют $11 тысяч и $7 тысяч. Эти расходы составляют примерно одну пятую от общей суммы ущерба.
«Владельцы бизнеса достаточно хорошо представляют, к каким последствиям может привести один киберинцидент. Так, 59 процентов небольших компаний и 62 процента крупных собираются развивать корпоративную систему информационной безопасности вне зависимости от того, окупятся расходы или нет. Но для успешной борьбы с атаками нужны не только надежные защитные средства, но и умение быстро реагировать: чем дольше в компании не подозревают об инциденте, тем дороже обойдется устранение его последствий», — рассказывает Сергей Земков, управляющий директор «Лаборатории Касперского» в России, странах Закавказья и Средней Азии.
Специалисты отмечают, что в последние годы вектор кибератак изменился, и компаниям, работающим в сегменте МСБ, больше не следует заблуждаться относительно того, что их деятельность не представляет интереса для злоумышленников. Традиционно подвержены угрозам банковские структуры, и сегодня киберпреступники, атакующие банки, нацелены на «улов» в миллиарды долларов. При этом на смену группировкам, которые создаются для того, чтобы похищать деньги у всех, приходят группы, которые могут создаваться для атаки на конкретный банк и его уязвимости. Масштабы киберпреступности заставили банки за последние пять лет потратить более $150 миллиардов на антифрод-решения.
В Казахстане остро стоит проблема внутреннего мошенничества в банках. Согласно данным исследовательской компании KPMG, озвученным старшим консультантом SAS Россия/СНГ Алексеем Коняевым, сотрудники оказываются замешанными в 42 процентах случаев мошенничества. Еще 42 процента преступлений совершают непосредственно работающие в организации люди, в 25 процентах случаев фрод исходит от внешних источников, а в остальных случаях противоправные действия совершают сотрудники в сговоре с третьими лицами. «Выявить внутренний фрод сложно в первую очередь из-за большого количества данных, плохого управления доступами и унификации обязанностей», - считает Алексей Коняев.