ВВС (Великобритания). Сотни памятников советской эпохи продолжают украшать города и сельские регионы Таджикистана. Многие из них восстановлены добровольцами на собственные средства буквально в последние годы. Наблюдатели полагают, что людей, ностальгирующих по СССР, привлекает даже не сама коммунистическая идеология, а ассоциирующийся с советским прошлым пакет социальных гарантий, о которых современный житель Таджикистана может лишь мечтать.
Активное возрождение советских идей поддерживается сейчас и официальным Душанбе, который начинает менять отношение к предложенной самой же властью интерпретации советской истории, в частности времени установления советской власти в Средней Азии и басмаческому движению.
«Это такой тренд, который идет из России. У нас, как правило, повторяется все, что там происходит. Тенденция на уровне властей. Возрождение советской идеологии и активизация антизападной пропаганды. Это логично. Во многом это идеология таджикских властей, которые родом из СССР, они его воспитанники. Постепенно все будет снова пересмотрено в пользу советской идеологии», - полагает таджикский политолог Парвиз Муллоджонов.
Советский период истории Таджикистана сейчас изучается в школах в рамках всеобщей истории, которая преподается по часу в неделю (всего 34 часа в год). На изучение истории СССР с 9-го по 11-й классы отведено девять часов. В новом учебнике истории, выпущенном несколько лет назад пока только для школ с таджикским языком обучения, изложены история установления советской власти в Центральной Азии, образование Таджикской ССР, басмаческое движение, период сталинских репрессий и Великая Отечественная война. Таджикские власти заявляют, что вернуться к подробному изучению советского периода можно будет, когда в стране появится научная литература с новым взглядом на историю. Но когда эти книги будут написаны, никто не знает.
Однако аналитик Нурали Давлат полагает, что пересматривать советскую историю в Таджикистане в ближайшие годы никто не станет. «Нынешние власти в гражданскую войну (1991-1997) в Таджикистане воевали под красными знаменами и благодаря коммунистической идеологии оказались на вершине политического Олимпа. Все нынешние официальные герои Таджикистана - бывшие партийные руководители, одописцы советского строя. Сейчас историей интересуются меньше всего, кто захочет ее пересматривать», - говорит Давлат.
Одним из самых непростых для таджикских историков станет оценка басмаческого движения, которое теперь называют антисоветским, воздерживаясь от детального описания. Басмаческим движением, возникшим в 1920-е годы, принято называть вооруженные группы из числа местного населения Средней Азии и афганских наемников. Они ставили целью борьбу с советской властью, изгнание большевиков, возвращение утраченной власти и собственности. В советское время людей, примкнувших к басмаческому движению, называли басмачами, в то время как они сами считали себя участниками священной войны мусульман против неверных. После распада СССР отношение к этому движению в Средней Азии стало пересматриваться.
В современных таджикских учебниках истории дается новая интерпретация периоду установления советской власти в Средней Азии: сообщается, что в этот период большевикам не было оказано серьезного сопротивления, так как народ не поддерживал политику старых властей. Люди тогда устали от власти бухарского эмира, от нерешенных социально-экономических проблем, коррупции и судейского произвола.
Однако год спустя, по версии современных таджикских официальных историков, население изменило отношение к советской власти: причиной этого называется неуважительное отношение большевиков к религиозным институтам и священным книгам мусульман.
Независимый таджикский военный историк Гафур Шерматов не согласен с такой трактовкой - он считает неверным связывать религиозное духовенство и басмачей. «Между большевиками и местным духовенством в момент появления и активизации басмачества не было разногласий по религиозным вопросам. Напротив, часто мусульманские священнослужители как наиболее грамотная часть населения приглашались на работу в ревкомы (революционные комитеты), многие из них выступали в роли судей. В свою очередь, басмаческие отряды финансировались изгнанным бухарским эмиром, который пытался вернуть свое влияние и имел множество имущественных претензий к советской власти», - рассказывает историк.
Между тем в Таджикистане за последние годы восстановлены несколько памятников и мемориальных комплексов советским героям, боровшимся с басмачами. Группа «Память», состоящая из офицеров и контрактников-добровольцев российской военной базы в Таджикистане, на собственные средства занимается возрождением памятников того времени.
«Мы чувствуем огромную поддержку населения, которое активно участвует в мероприятиях по восстановлению памятников советского времени. В Восе, где восстановлен памятник комбригу Николаю Томину, направленному в здешние места для борьбы с басмачеством, люди на церемонии открытия плакали», - рассказал Гафур Шерматов, военный историк, руководитель группы «Память», занятой поиском и восстановлением могил бойцов и командиров Красной армии, умерших в госпиталях города Сталинабада (Душанбе) в годы войны (1941-1945). «Многие еще по рассказам родственников, живших в те времена, помнят о нем, и том хорошем, что он сделал для сельчан», - добавляет Шерматов.
Население Таджикистана с ностальгией вспоминает Советский Союз, относясь довольно лояльно к советской символике, в то время как официальный Душанбе редко открыто выражает отношение к советской эпохе и героям того времени. «Я не могу забыть фразу, произнесенную моим сверстником в одном из районов Таджикистана: «Во время Союза я пробовал котлету полностью из мяса. А сейчас мы даже плов делаем с яйцами вместо мяса». Во многом Союз помнят из-за условий жизни, которые, по крайней мере, в сельской местности, были лучше», - отмечает Равшан Абдуллаев, исполнительный директор Фонда «Евразия Центральной Азии».
Популярность коммунистических идей в стране растет по мере того, как среди ее жителей ширится разочарование экономическими преобразованиями и раздражение из-за местничества, высокого уровня коррупции и массовой миграции. «Немаловажно и то, что Таджикистан потерял целое поколение историков. В странах СНГ опубликованы материалы о репрессиях, снимались фильмы. В Таджикистане не было условий для такой работы - шла гражданская война. Сейчас тренд на критику советских властей сошел на нет по всему бывшему Советскому Союзу, ведется работа по их идеализации. Уважаемые и опытные таджикские историки выросли и заработали известность в Советском Союзе, поэтому вряд ли они объективно смогут написать о том времени», - подчеркивает Равшан Абдуллаев.
http://www.bbc.com/russian/international/2015/06/150617_tajikistan_soviet_monuments?ocid=socialflow_twitter