Соцфонд: как разрешить конфликт интересов

10:40, 01 декабря 2014

Сколько в год из стен правительства выходит разного рода и содержания нормативно-правовых актов? Сотни. О чем они, какие цели и задачи преследуют, что в итоге они меняют в жизни людей? Основной массе населения Кыргызстана весь этот бумажный поток неизвестен, да и не представляет особого интереса. За редким исключением. Этим особым документом, с которого начнется отсчет реальных реформ в нашей пенсионной системе, может стать Постановление правительства от 9 октября 2014 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты КР».

Этому решению премьер-министра Джоомарта Оторбаева, чья подпись скрепила документ, как выразился один из предпринимателей, бизнес готов аплодировать стоя. Так долго и так мучительно - в течение чуть ли не 20 лет - не рождалось ни одно постановление кабмина.

Изменения и дополнения касаются Закона «О государственном социальном страховании». Они наконец-то вносят определенную логику в систему Соцфонда, который до сегодняшнего дня представляет собой некое маленькое государство в государстве. Глава общественного объединения «Палата налоговых консультантов» Татьяна Ким сравнивает его с черным ящиком. «Что там внутри него - никому точно не ведомо», – уверена она.

Это ведомство одной рукой собирает страховые отчисления, а другой их распределяет, по ходу занимается регистрацией плательщиков, их учетом и контролем, проверкой и наказанием. У него свой бюджет, который представляет собой «тайну мадридского двора», ревностно охраняемую руководителями всех постсоветских поколений пенсионного органа. Не иначе как требуется свой Сноуден, чтобы все тайное сделать явным.

Но если отбросить шутки в сторону, то постановление правительства от 9 октября сего года делает попытку рассекретить ведомство, забрав у него функции по сбору и администрированию страховых отчислений, и передать их уполномоченному органу, в роли которого должна выступать налоговая служба. Эта структура осуществляет сбор восьми налогов, неся основную нагрузку по пополнению доходной части республиканского бюджета, так что еще один налог – социальный – она осилит, считают разработчики документа. ГНС будет осуществлять администрирование страховых отчислений, то есть налогоплательщики будут сдавать отчетность по страховым отчислениям вместе с налоговой отчетностью в органы налоговой службы. Вся информация об отчислениях в полном объеме будет передаваться из ГНС в Соцфонд. При этом платежи будут по-прежнему поступать в бюджет Социального фонда и распределяться им на различные социальные выплаты.

Эксперты Минэкономики давно подсчитали, что по числу плательщиков существуют серьезные расхождения в базе данных ГНС и Соцфонда в пользу первой. Если по юридическим лицам разница не столь существенна, то по индивидуальным предпринимателям, крестьянско-фермерским хозяйствам число налогоплательщиков, администрируемых налоговой службой, в несколько раз превышает численность плательщиков Соцфонда. Поэтому при передаче функций сбора ГНС, утверждают они, собираемость страховых платежей автоматически увеличится на 1,5 миллиарда сомов. Можно будет наконец навести порядок и в учете – выявить тех, кто уклоняется от уплаты страховых отчислений. Ведь, по сути, данные о налогоплательщиках и у ГНС, и у Соцфонда должны быть идентичными. Однако сегодня в Кыргызстане дело обстоит не так.

Есть много других причин, по которым необходимо менять существующую практику администрирования платежей по социальному страхованию. Одной из важных, по мнению эксперта IFC Эмиля Абдыкалыкова, является снижение нагрузки на бизнес, который осуществляет выплаты по социальному страхованию за своих работников, поскольку отпадет необходимость сдавать отдельно отчетность в Соцфонд. Эта отчетность будет сдаваться вместе с отчетностью по налогам в налоговые органы. Кроме того, проверки по социальным отчислениям, проводимые сейчас Социальным фондом, будут проводиться в рамках налоговых проверок.

Если все видят, понимают, что требуется реформировать Соцфонд, почему процесс так тормозится? Может, все дело в законах?

«Более того, на деле налогооблагаемая база и база социальных отчислений - одна и та же, - считает Эмиль Абдыкалыков. - Разница в разных вычетах. Поэтому при передаче функций было бы желательно гармонизировать нормативно-правовые акты: сделать одинаковые вычеты, одинаковые освобождения».

Татьяна Ким поддерживает правительство в решении о поэтапном переходе на новое налогообложение социальных отчислений.

Планируется, что сначала новшество будет апробировано в двух пилотах – в одном из сельских и в одном из столичных районов.

Но прежде, по словам руководителя Палаты налоговых консультантов, правительство должно дать все полномочия по сбору и администрированию пилотам ГНС, закрепив это документально. «Иначе придет инспектор на объект проверять бухгалтерию по соцотчислениям, так его могут и послать. На каком основании компания должна перед ним отчитываться?» - задалась вопросом Татьяна Ким.

Вопросов и проблем много, но сейчас все же меньше, когда своим постановлением правительство продемонстрировало решительность оптимизировать Соцфонд, вытащить целую структуру из тени. Оно проявило политическую волю, о необходимости которой как о главном факторе успеха говорили все мои собеседники-эксперты. Однако дополнения и изменения в Закон «О государственном социальном страховании» должны получить одобрение у Жогорку Кенеша. Поэтому остается открытым вопрос: хватит ли у парламентариев политической воли, чтобы поддержать правительство в его стремлении сделать экономическую и социальную политику эффективнее и гуманнее к людям?

 

Бакыт Мамбетов.