14:06, 07 декабря 2022
«Не женское это дело» — это утверждение регулярно слышат женщины, работающие в разных сферах. Увы, но подобные дискриминационные высказывания популярны даже в такой продвинутой отрасли, как IT. Компания inDrive — международная IT-платформа транспортных и бытовых услуг — озаботилась проблемой гендерного неравенства и учредила в прошлом году премию, призванную привлечь внимание к проблеме гендерной дискриминации в технологическом предпринимательстве. Руководитель премии Aurora Tech Award Екатерина Смирнова рассказала о том, как появилась идея проекта, о первой победительнице премии из Кыргызстана, о том, как стереотипы мешают развитию в самом широком смысле этого слова.
— Как появилась идея премии?
— Идея проекта появилась у меня, когда я сделала перерыв в работе руководителем одного из департаментов inDrive и родила дочку. Изучая исследования по возрастной психологии, я поразилась, какое количество гендерных стереотипов приходится преодолевать, если тебе повезло родиться девочкой. Я увидела эту проблему со стороны, только когда сама стала мамой. Увидела, как многие спорные вещи вкладываются людям в голову в совсем юном возрасте, начиная с детского сада. Если мальчиков поощряют в освоении профессиональных ролевых моделей: ученого, космонавта, то девочками по умолчанию предлагается что-то про домашнее хозяйство и соответствие стандартам внешней привлекательности.
Зачастую это продолжается и в школе — мол, «мальчики умные, девочки красивые». На эту тему есть исследования. Если человеку (любого пола) все время повторять, что он не может то и это, то он в конце концов в это поверит. Так и формируются стереотипы, в том числе о зависимости способностей людей от их пола. А это совершенно не так.
Погрузившись глубже в эту тему, я обнаружила, в каком неравном положении находятся женщины, пробивающие себе путь в IT-предпринимательстве. Существуют исследования, показывающие, что, например, если один и тот же проект предлагает мужчина и женщина, то предпочтение инвесторы отдадут мужчине.
Таким образом, отказывая людям в профессиональной реализации на основе их гендера, мы отказываемся и от новых перспективных идей, которые могли бы помочь миру.
И тогда я предложила Арсену Томскому, CEO inDrive, сделать такой проект — премию, поддерживающую основательниц стартапов в IT. Он одобрил начинание и помог четче сформулировать идею. Этот процесс прекрасно вписывается в стратегию inDrive по развитию некоммерческих проектов, призванных менять мир к лучшему, а также отвечает миссии компании — бросать вызов несправедливости. Гендерное неравенство — это не что иное, как несправедливость, от которой страдают в итоге все.
— Вы довольны результатами первой премии?
— Безусловно! В прошлом году мы отвели всего три недели на подачу заявок и получили их больше сотни. Наша инициатива вызвала дискуссию в профессиональных кругах. О нас писали профильные и деловые СМИ, а уж количество комментариев, в том числе очень оскорбительных для женщин, просто зашкаливало. Мол, пусть работают без преференций. Но речь не идет о рабочих преференциях, всего лишь о равных возможностях. Кстати, многие забывают, что у женщины зачастую сразу три работы, помимо основной, еще домашнее хозяйство и дети. Словом, мы поняли, что идем правильным путем, что проблема есть и стоит она остро.
У нас было (и есть) несколько этапов отбора, в оргкомитет премии и жюри вошли женщины-профессионалки своего дела, редакторы, венчурные инвесторы, способные оценить представленные проекты.
Победительница прошлого года, Айнура Сагын, приложила много усилий для улучшения жизни в своем регионе с помощью технологий. Она создала женский онлайн-журнал sheisnomad.com, организовала тренинги по программированию для девочек даже из отдаленных уголков Кыргызстана, а затем создала приложение Tazar, которое соединяет производителей и переработчиков вторсырья, чтобы улучшить ситуацию с мусором в городах Кыргызстана.
Айнура Сагын — удивительная и очень пассионарная женщина. Воплощает всецело все ценности inDrive. Словом, мы нашли друг друга (смеется). Кстати, у нее сразу был план дальнейших действий. На премию она купила электромобиль, ведь логично, чтобы в экостартапе мусор возил экотранспорт. А остальные деньги пошли в зарплатный фонд на год вперед.
На самом деле, задача премии ведь не в том, чтобы дать денег стартапам. Это вторично. Самое главное, ради чего все затевалось, это привлечь внимание инвесторов к таким стартапам и продолжить общественную дискуссию о гендерном балансе.
Нам важно, чтобы премия запускала процессы помощи стартапам, основанным женщинами, помогла изменить к ним отношение.
И тогда женщины будут получать не 2-3 процента от общего объема инвестиций в IT, а хотя бы 40 процентов. Вот тогда я буду полностью довольна результатами. Возможно, и премия на таком этапе уже не понадобится.
— Сколько уже подано заявок на вторую премию?
— За 10 дней до окончания заявок было получено 118 заявок из многих стран мира: Нигерия, Пакистан, Казахстан, Бразилия, ряд европейских стран... Как и в прошлом году, ближе к дедлайну было резкое увеличение заявок.
— Как будет проходить процесс отбора в шорт-лист?
— Процесс будет проходить в несколько этапов. На первом этапе мы смотрим на соблюдение формальных требований: возраст компании, наличие каких-то результатов. На следующем этапе нам важно увидеть как личностные качества (лидерство, креативность, способность преодолевать трудности), так и характеристики стартапа (возможности для роста, количество потенциальных клиентов, «боль» которых удастся решить). Так мы сформируем шорт-лист, а из него победительниц будет выбирать уже жюри. Более того, теперь в отборе проектов будут принимать участие венчурные аналитики фондов. Мы хотим их привлечь, чтобы стартапы попали в поле зрения потенциальных инвесторов.
— Каковы планы премии на будущее?
— Начиная с этого года, мы предлагаем финалистам не только денежные призы, но и программу менторства. Сейчас это программа работает внутри inDrive, а мы хотим распространить ее действие и на IT-предпринимательниц. В зависимости от компетенций, которые им будут нужны, мы будет предлагать наших специалистов с хорошей экспертизой в нужной области (от маркетинга и дизайна до технологий).
Есть еще планы по синергии наших некоммерческих проектов. Так, у inDrive есть прекрасный проект BeginIT, посвященный обучению детей из малообеспеченных семей азам информационных технологий. Мы планируем организовывать встречи детей с успешными IT-предпринимательницами, чтобы они видели разные ролевые модели. Мы начали разговор со стереотипов, ими и закончим.
Если вы попросите ребенка нарисовать ученого, с наибольшей вероятностью на картинке будет мужчина, а если уборщицу — то женщина. Этот стереотип о том, женщинам всегда достается менее квалифицированная работа сложно искоренить, но мы попытаемся.
Мы хотим показать детям на примерах, что у профессионализма и лидерства нет пола.