05:51
USD 88.85
EUR 94.81
RUB 0.95

Аскар Акаев: Элиты Кыргызстана должны жить мирно и действовать воедино в созидательных целях

- Уважаемый Аскар Акаевич, прежде всего позвольте поздравить Вас с 70-летним юбилеем! На всенародных выборах 12 октября 1991 года кыргызстанцы избрали Вас президентом Кыргызской Республики. Кыргызстан стал делать первые шаги к укреплению своего суверенитета. Расскажите о своем вкладе в построение нового государства в первые годы его становления.

- 31 августа 1991 года стал историческим днем для Кыргызской Республики. В этот день принята Декларация о государственной независимости. Однако Союз еще сохранялся. Надо было действовать. Времени на раскачку и раздумья не было. Политическая и социально-экономическая ситуация в нашей республике, как и во всех остальных республиках СССР, была крайне напряженной. Великая советская держава, гражданами которой мы были, рушилась на наших глазах.

В Кыргызстане ситуация усугублялась еще и тем, что страна не залечила раны после трагических межэтнических конфликтов 1990 года на юге республики. В то же время начался интенсивный отток русскоязычного населения. Экономика и финансы находились в плачевном состоянии. Прекратились дотации из центра, доходившие до четверти республиканского бюджета. Вдобавок одно за другим последовали разрушительные стихийные бедствия – землетрясения, сели и оползни.

В этой обстановке требовались энергичные меры по сохранению и укреплению единства в народе, межэтнического согласия, по стабилизации социально-политической обстановки. В этих целях мы провозгласили курс на демократизацию всех сфер жизни и разработали национальную доктрину «Кыргызстан - наш общий дом». Именно энергичная реализация этой доктрины обеспечивала в первые 15 лет независимости Кыргызстана единство народа, межнациональное согласие и политическую стабильность в стране, которые позволили успешно провести трудные демократические и рыночные реформы в турбулентные 1990-е годы.

Благо, к власти в республике вместе со мной пришли в основном люди с демократическими взглядами, и поэтому возникла возможность быстрого поворота в сторону демократических реформ. Наша республика шла впереди СНГ в проведении рыночных социально-экономических реформ: первой ввела свою национальную валюту – сом, успешно провела земельную реформу и создала местное самоуправление. В итоге уже к 1998 году Кыргызстан был признан страной с рыночной экономикой и первым среди стран СНГ принят в ВТО, что обеспечило в последующем сотни тысяч рабочих мест в торговле и швейной отрасли.

Мы гордились тем, что нашу страну называли островком демократии в Центральной Азии. Таким образом, был создан добрый имидж Кыргызстана в мире, благодаря чему нам удалось привлечь значительную помощь от международных финансовых организаций и стран-доноров на цели развития, на реализацию проектов по созданию инфраструктуры: строительство дороги Бишкек - Ош, реконструкцию аэропорта «Манас», создание современной цифровой телекоммуникационной системы связи, строительство ЛЭП и реконструкцию ТЭЦ, модернизацию системы здравоохранения и многое другое.

Итак, в первые четырнадцать лет мы построили собственное независимое, подлинно демократическое государство и завоевали высокий авторитет в мировом сообществе. Уверен, что акаевский период запомнится в нашей национальной истории позитивными созидательными делами. Как первый президент Кыргызстана, я сделал для своего народа все, что было в моих силах. Покидая пост президента, я не пролил крови своих соотечественников, не запятнал себя бесчестием. Моя совесть перед народом чиста.

- В городе Алматы 21 декабря 1991 года Республика Беларусь, Российская Федерация, Украина, Азербайджан, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан подписали соглашение о создании СНГ. В связи с роспуском СССР М.Горбачев 25 декабря заявил о прекращении своих полномочий. Что стало причиной распада столь великого государства?

- О причинах распада СССР уже написаны сотни книг, опубликованы тысячи статей. Однако истинные причины до сих пор не установлены. Но это уже дело профессиональных историков и политологов. Я только отмечу, что великий русский историк Лев Гумилев был одним из немногих, кто задолго, еще в 1970-е годы, предсказал это событие. Он объяснял грядущий развал СССР конечным жизненным циклом советской системы государственности и даже указал на его продолжительность – примерно 75 лет! Таким образом, существовали объективные причины для распада СССР, на которые прозорливо указывал Л.Гумилев. Следовательно, рано или поздно СССР исчерпал бы свой жизненный ресурс. Но слава Всевышнему, что этот распад фактически произошел мирным путем.

Для нас – тех, кто вырос и воспитывался в советскую эпоху, это стало драматическим событием. Нельзя забывать о том, что основы современной кыргызской государственности были заложены именно в советскую эпоху. Были подготовлены квалифицированные кадры во всех сферах общественной жизни, включая государственное управление и даже ведение международных дел. А послевоенные три десятилетия стали эпохой подлинного ренессанса науки, образования и культуры. Выросли такие выдающиеся творческие деятели, как Ч.Айтматов, Т.Садыков, Б.Минжилкиев, Б.Бейшеналиева и многие другие. Так что мы должны быть благодарны СССР и России, вокруг которой в свое время сформировался Союз. По большому счету, мы все родом из СССР.

- Вы приложили большие усилия в проведении празднования 1000-летия «Манаса», тем самым поддержав духовное богатство кыргызского народа. Смог ли Кыргызстан на мировой арене поднять свой авторитет, празднуя 1000-летний юбилей эпоса?

- Я принадлежу к кыргызам плоть от плоти, кровь от крови, поэтому вполне естественно, что героический эпос «Манас» я впитал «с молоком матери» и сохранил в своем сердце на всю жизнь.

Эпос «Манас» является величайшим творением кыргызского народа, ставшим его национальным символом. Я не могу без гордости вспомнить о тех годах, когда при моей активной роли в ООН было принято решение о праздновании 1000-летия эпоса, и слава «Манаса» прокатилась по всему миру. Миллионы людей убедились, какое гигантское культурное и духовное сокровище создал наш древний народ. В работе по пропаганде этого великого творения кыргызского национального духа мы, разумеется, ставили и идеологические цели - патриотическое воспитание народа в условиях, когда республика только что обрела независимость.

Хотел бы предостеречь нашу национальную элиту от манипулирования эпосом в политических целях. Пусть «Манас» останется в веках великим поэтическим творением нашего народа, свидетельством наших высот в культуре, которые идут из древних веков, свидетельством нашей твердой решимости бороться за справедливость и свободу, крепить межнациональные отношения.

Надо ли говорить о том, что празднование тысячелетия «Манаса» в 1995-м вызвало мощный подъем народного духа и национального самосознания. Все это уже стало достоянием нашего народа.

- В результате проведенных Вами совместно с ООН дипломатических переговоров отметили 2200-летие кыргызской государственности. Какие были трудности в реализации столь крупного исторического мероприятия?

- Еще в досоветскую эпоху выдающиеся российские ученые-востоковеды установили древнее происхождение кыргызской государственности. В советскую эпоху академик В.Бартольд поведал о временах «кыргызского великодержавия», когда кыргызы держали под контролем гигантское пространство - от Памира до Байкала. Китайские императоры Танской династии в тот период оказывали демонстративные знаки уважения своему северному соседу. На эту тему в китайских архивах остались документы, которые в свое время председатель КНР Цзянь Цзэминь распорядился передать Кыргызстану.

Углубляясь в изучение национальных корней, опираясь на труды российских и китайских историков, нам удалось доказать исторический факт возникновения кыргызской государственности во втором веке до новой эры. Особую роль сыграли записи великого древнекитайского историка Сыма Цяня о государстве кыргызов на Тянь-Шане, составленные во II в. до н.э. Сыма Цянь в 201 г. до н.э. как бы выписал «метрику» о древнем кыргызском этносе и его государственности. Таким образом, записи Сыма Цяня в древней китайской летописи стали главным документом, удостоверяющим 2200-летний возраст кыргызской государственности. Тогда мы и обратились в ООН. 57-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН признала обоснованность нашего вывода и объявила 2003-й Годом кыргызской государственности. Это имело огромное значение, поскольку мировое сообщество признало, что Кыргызстан не есть государство-скороспелка, а за ним стоит древнее и славное прошлое. Это была наша большая дипломатическая победа. Вместе с тем это свидетельствовало о возросшем авторитете демократического Кыргызстана в мировом сообществе.

В лихие 1990-е годы, когда наш народ находился в депрессивном состоянии, мы обратились к нашему славному историческому наследию и начали претворять в жизнь программу национального возрождения. Яркими вехами этой программы стали празднование 1000-летия Манаса (1995 г.) и 2200-летия кыргызской государственности (2003 г.) при широкой международной поддержке по решениям ООН и ЮНЕСКО. 1995-й год со стороны ООН был провозглашен годом Манаса Великодушного, а 2003-й – Годом кыргызской государственности. Эти события вызвали огромный интерес к Кыргызстану и истории кыргызов в мировом сообществе и небывалый духовный подъем в народе Кыргызстана.

- Во время своего президентства Вы сделали огромный вклад в решении проблем «юг – север», проложив артериальную дорогу Ош - Бишкек. Но до сих пор эта проблема не решена до конца, и регионализм продолжается. Что нужно делать, по Вашему мнению, чтобы решить проблему «юг – север»?

- Веками север и юг Кыргызстана жили в мире и согласии, совместными усилиями сохраняли и укрепляли кыргызское государство. Попытки вбить клин в отношения между двумя частями единой страны всегда носили политизированный характер и преследовали корыстные цели.

В годы своего президентства я настойчиво вел линию на укрепление связей между севером и югом. Город Ош был провозглашен второй (южной) столицей Кыргызстана, был открыт ряд новых университетов, а также Южное отделение Академии наук республики. В 2000-м году по решению ЮНЕСКО мы торжественно отметили 3000-летие г.Оша, являвшегося еще в древности важным торговым и культурным центром на Великом шелковом пути. Крупные импульсы были приданы развитию на юге систем образования, здравоохранения и культуры. Стратегическое значение имело строительство автомобильной дороги Бишкек - Ош, которая надежно связала север и юг страны, дала прямой выход в Китай для всех стран Центральноазиатского региона и создала десятки тысяч рабочих мест по всей трассе. Замечу, чтобы получить льготные кредиты на строительство этой дороги, мы обосновали проект как возрождение кыргызского участка Великого шелкового пути. Благодаря этому нам удалось получить самый льготный кредит от Японии и Азиатского банка развития. Принятые нами тогда меры в совокупности позволили придать жизни юга страны новое дыхание и способствовали его сближению с севером. Не побоюсь сказать, что к началу нового столетия мы подошли как никогда сплоченной нацией!

Единство севера и юга - это вопрос высшей общенациональной значимости для Кыргызстана. Противостояние и конфликты между регионами могут довести до гражданских войн, как это происходит сегодня в Украине. Считаю, что политические и творческие элиты севера и юга должны вместе искать способы жить мирно и действовать воедино в созидательных целях на общее благо Кыргызстана. Необходимо, чтобы общенациональные интересы стали безусловным и высшим приоритетом. Конечно, со стороны руководства страны требуется здравая и мудрая политика. Я уверен, что мудрости у нашего народа хватит, и он всеми силами поддержит любые усилия в этом судьбоносном деле.

- По моим наблюдениям, положение Кыргызстана в области международного сотрудничества - в первую очередь с соседними государствами - заметно ухудшилось. Что стало причиной охлаждения отношений с соседними государствами?

- Главным и безусловным приоритетом внешней политики Кыргызстана должно быть укрепление дружбы и всестороннего сотрудничества с Россией, Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем. Дружественное окружение – это непременное условие для безопасного и успешного развития Кыргызстана!

Помимо нашей территориальной общности, которая сама по себе изначально предполагает необходимость жить в мире и согласии, как добрым соседям и родственным народам, есть ключевые проблемы, которые объединяют регион. Это вопросы безопасности, водно-энергетического взаимодействия, взаимовыгодной торговли и ряд других. Руководители центральноазиатских республик – это яркие личности, умудренные опытом государственного управления в сложнейших переходных условиях. Для руководства Кыргызстана крайне важно установить с ними доверительные отношения. Это поможет успешному решению проблем, стоящих перед Кыргызстаном.

С удовлетворением вспоминаю, как в трудные 1990-е годы всегда с готовностью приходили к нам на помощь Н.Назарбаев и И.Каримов, а мы сами помогали Э.Рахмону положить конец гражданской войне в Таджикистане. Думается, что установление дружественных и доверительных отношений с соседями не требует больших усилий, но окупается сторицей.

- Кыргызстан в этом году отпраздновал 23-летие своей независимости. Какие события, произошедшие за эти 23 года, могут послужить уроком?

- Главное, что кыргызский народ, имеющий за плечами славную древнюю историю, двухтысячелетнюю национальную государственность, на исходе XX века вновь обрел государственную независимость. Государственная независимость – это возможность сохранить себя на века как нацию, сберечь неповторимые черты и качества своего народа, умножая тем самым свой вклад в общую копилку мировой культуры. Перед политической элитой Кыргызстана теперь стоит священная задача хранить ее как зеницу ока. В 2010 году после апрельских и июньских кровопролитных событий страна уже стояла на краю пропасти. Хочется верить, что государственная независимость на землю Ала-Тоо пришла навсегда!

Второй урок, который необходимо извлечь, это то, что путем уличной демократии и государственных переворотов нельзя решить ни одной государственной проблемы, нельзя улучшить благосостояние народа. Это убедительно продемонстрировали последствия государственного переворота в 2005 году. Революции и государственные перевороты совершают политические авантюристы, опираясь на несбыточные популистские лозунги и, как правило, прибегая к помощи криминальных сил. В итоге они приносят много проблем и бед своему народу. На постсоветском пространстве «цветные революции» в Грузии и Украине обрекли народы этих стран на длительные кризисные испытания и отбросили их в экономическом развитии на многие годы назад. Использование насилия в развитии демократии показало, что оно приводит во всех случаях к трагическому исходу.

Главная линия, которой я всегда придерживался: стабильность и эволюция лучше, чем революция. Именно благодаря социально-политической стабильности и устойчивому развитию в первые полтора десятилетия страна далеко продвинулась вперед. Наши люди тогда стали увереннее смотреть в будущее. Республика вошла на равных в мировое сообщество. Государственный переворот 2005-го прервал это поступательное эволюционное развитие демократических процессов и нанес непоправимый урон правовым и моральным устоям. Экономика страны была отброшена назад на десятилетие. Судите сами: если доходы на душу населения в 2004-м в Кыргызстане были в два раза выше, чем в соседнем Таджикистане, то сегодня, наоборот, в Таджикистане подушевой доход выше, чем в Кыргызстане. Вот цена стабильного устойчивого развития.

Главная беда, которую принес режим Бакиева, состоит в инфицировании кыргызского национального организма вирусом насилия, вседозволенности, политического и правового нигилизма. Возникла вера в возможность решать любые вопросы государственного строительства уличными методами с опорой на охлократию и поддержку криминалитета. Бакиев сам был носителем этого вируса. Поэтому, придя к власти, он первым делом занялся зачисткой политического и информационного поля от активной оппозиции путем отстрела неугодных политических конкурентов, запугивания журналистов и уничтожением наиболее строптивых. Он выбросил на задворки всех своих соратников, кто посадил его на трон в 2005-м. Постепенно уничтожил все свободы. Так в одночасье Кыргызстан перестал быть правовым государством, на строительство которого были затрачены первое независимое десятилетие и огромные усилия.

Третий урок: нельзя допускать межэтнических конфликтов, необходимо своевременно и деликатно решать проблемы, возникающие в этой сфере. В трудные 1990-е казалось, что мы крепко усвоили этот урок, потратив много сил и средств для устранения последствий трагических ошских событий 1990 года. Проблему межнациональных отношений я всегда считал ключевой и не жалел времени и сил для ее решения. Практическая реализация программы «Кыргызстан - наш общий дом» дала позитивные результаты и привела к оздоровлению, а затем и к укреплению межэтнического согласия. Верховный комиссар ОБСЕ по делам национальных меньшинств г-н Ван дер Стуул неоднократно заявлял, что Кыргызстан может служить образцом проведения национальной политики по поддержанию межэтнического согласия. Хотел бы также подчеркнуть позитивную роль Ассамблеи народа Кыргызстана на этом этапе.

В период правления Бакиева национальная доктрина была похоронена. Временное правительство во главе с Отунбаевой также игнорировало проблему межнациональных отношений. Результат не замедлил сказаться. Новая беда полыхнула в июне 2010 года и унесла жизни сотен людей. Политическая элита в то время была озабочена борьбой за власть и далека от конкретных народных забот. Это еще раз говорит о том, что межнациональные отношения требуют неусыпного внимания.

- Был ли готов Курманбек Бакиев управлять государством перед мартовскими событиями 2005 года? И мог ли подготовленный и достойный кандидат в президенты допустить кровопролитие в 2010 году?

- Бакиев в годы своего правления предстал перед народом «во всей своей красе», и народ его познал сполна, поэтому мои комментарии к его характеристике, пожалуй, будут излишними. Что же касается кровопролития, то его, безусловно, можно было избежать.

В марте 2005 года, следуя своим демократическим и гуманистическим убеждениям, во избежание человеческих жертв я приказал не стрелять в людей ни при каких обстоятельствах и добровольно покинул президентский пост, полагая, что никакая власть не стоит и капли человеческой крови. Бакиев же с самого начала своего правления предупреждал всех, что в отличие от Акаева будет защищать свою власть с автоматом в руках. Поэтому неудивительно, что в апреле 2010-го Бакиев, дав команду применить оружие, погубил более 80 человек. Апрельские события в столице затем аукнулись в июне кровавым межэтническим конфликтом на юге республики при попустительстве уже временного правительства во главе с Отунбаевой.

- В отдельных средствах массовой информации отмечается, что после июньских событий в Кыргызстане растет националистическое настроение. По вашему мнению, нужен ли Кыргызстану национализм? Если да, то каким он должен быть?

- Глобализация, которая шествует по планете вот уже 70 лет, превратила весь мир, как говорится, в одну общую деревню. Поэтому в XXI веке национализм - это исключительно помеха успешному развитию и процветанию любой нации. Знаменитый русский философ Бердяев говорил, что национализм малых народов есть проявление изоляции и самодовольства. Сегодня у кыргызского народа нет никаких причин ни для изоляции, ни для самодовольства.

Другое дело – патриотизм, стремление народов подчеркнуть свою национальную идентичность и самобытность. Это хорошо. Например, знать и гордиться национальной историей, пропагандировать ее и культурные ценности народа. В этой связи мне вспоминается такой эпизод из культурной жизни страны. Наш выдающийся музыкант и дирижер Асанхан Джумахматов в 1970-е годы давал гастрольные концерты народной музыки в Ленинграде с оркестром народных инструментов имени К.Орозова. Пока оркестр исполнял кыргызскую народную музыку, зал принимал очень тепло, но спокойно. Но вот когда оркестр комузистов блестяще сыграл знаменитое «Рондо» Моцарта, зал буквально взорвался аплодисментами! Великий маэстро Джумахматов показал, что кыргызский комуз может посоревноваться со скрипичным инструментом. Вот это и есть пример здорового и полезного национализма!

- Кыргызстан ранее больше полагался на международные организации, а сейчас, кажется, больше делает упор на региональные. Например, как Вы думаете, может ли Кыргызстан выиграть от присоединения к Таможенному союзу?

Глобализация, идущая в мире вот уже 70 лет, сегодня лишь набирает новые обороты. Одной из ее закономерностей является региональная интеграция, которая может помочь избежать негативных влияний глобализации. Поэтому сегодня ни одна страна в мире не может успешно развиваться без участия в региональной кооперации. Поэтому Кыргызстан делает очень правильный шаг, вступая в Таможенный союз. Это веление времени. Вступление Кыргызстана в Таможенный союз сулит значительные преимущества для страны и поможет вывести ее экономику из кризисного состояния.

А вот позитивный результат от вступления в ТС уже будет зависеть от грамотно выстроенной политики интеграции со стороны правительства Кыргызстана. Нельзя полагать, что он придет автоматически. Многие думают, что в ТС имеется «рог изобилия», откуда посыплются все блага для Кыргызстана. Их надо заработать трудом. С другой стороны, в самой «таможенной тройке» может возникнуть вопрос: не станет ли постоянно митингующий, беспокойный и нестабильный Кыргызстан грузом, тянущим ТС вниз? Поэтому политической элите Кыргызстана, политическому руководству страны надо серьезно подумать о том, как обеспечить стабильное и созидательное развитие Кыргызстана в будущем союзе.

- Спасибо Вам за столь интересное и содержательное интервью! Поздравляем еще раз с юбилеем!

Популярные новости
Бизнес