13:51, 19 марта 2015, Бишкек - 24.kg , Нуржамал ГАНЫЕВА
В Бишкеке, где проживает около миллиона человек, ежедневно курсируют около полумиллиона автомобилей. Инфраструктура столицы не приспособлена к такому количеству транспорта, в результате на улицах регулярно возникают заторы и происходят дорожно-транспортные происшествия.
В городе, построенном преимущественно в прошлом веке, довольно узкие улицы, но несмотря на это, наши водители умудряются парковать свои авто не только в один, а в два ряда. Проезжая часть превращается в узкую полоску, что грозит столице транспортным коллапсом.
А мы не знали…
Как же наказывают подобных нарушителей? Чтобы выяснить это, корреспондент ИА «24.kg» понаблюдала за работой сотрудников ДПС.
Особенно плотное движение в течение всего дня в центре города, в районе ЦУМа. По словам старшего инспектора батальона Дорожно-патрульной службы ГУВД столицы Жээнбека Большевикова, с недавних пор в Бишкеке начали практиковать эвакуацию машин, припарковавшихся в неустановленном месте. «Сначала мы оформляем протокол согласно статье 235 Административного кодекса, и если к этому времени хозяин авто не подходит, то принудительно эвакуируем машину, так как она создает помеху другим участникам движения. В итоге хозяин будет платить и за нарушение ПДД, и за вывоз авто», - поясняет Жээнбек Большевиков.
Он отмечает, что в день эвакуируют свыше 10 машин. Из всех нарушений ПДД, которые оформляются в городе, почти половина - из-за неправильной парковки. «Своей спецтехники у нас нет, поэтому заключаем договор с частными структурами для эвакуации транспорта», - говорит он.
«Вот эта машина также стоит в неположенном месте, - продолжает он, показывая на «Хонду». - По правилам водитель должен остановиться максимум на расстоянии 30-40 сантиметров от бордюра, произвести посадку или высадку пассажира и поехать дальше. Как видите, это не так, припаркованный здесь автомобиль создает преграду на дороге».
Как только инспектор начал писать протокол, подошел хозяин транспорта и стал утверждать, что остановился только что и вышел на минутку. Хотя к этому времени транспорт простоял около 10 минут. Водитель стал уговаривать сотрудника ДПС поговорить и показать ему все имеющиеся документы. Однако инспектор был непоколебим, надеемся, что это не из-за присутствия журналиста, а по долгу службы. В результате машина была отправлена на штрафстоянку.
Некоторые нарушители утверждали, будто не знали, что здесь нельзя останавливаться. Возникает вопрос: как же они получили водительское удостоверение, если не знают элементарных правил?
Возле торгового центра установлен знак «Стоянка запрещена», он действует до следующего перекрестка или до знака, который отменяет первый. И если в центре города водители так нарушают правила, зная, что поблизости могут быть сотрудники ДПС, что уж говорить об окраинах?
Нет полномочий
По официальным данным, в 2014 году в республике выявлено 670 тысяч 946 нарушений ПДД, из них из-за неправильной парковки 112 тысяч 235. По Бишкеку показатели таковы: ПДД – 222 тысячи 338, из них 57 тысяч 453 - по парковкам.
Чтобы решить проблему стихийных парковок, по мнению Жээнбека Большевикова, необходим комплексный подход. «Одна структура не в силах решить этот вопрос. Во-первых, необходимы дополнительные парковочные места. Мы предлагали Бишкекглавархитектуре принять решение, чтобы при строительстве торговых центров и многоэтажных домов застройщики согласовывали план объекта с ДПС, однако дальше разговоров дело не пошло», - отмечает он.
«Приведу простой пример, - говорит Жээнбек Большевиков, - если будущий центр ежедневно будут посещать около тысячи человек, то около половины из них будут приезжать на личном авто. Соответственно, необходимо предусмотреть парковочные места как минимум для 500 машин. Но у нас нет полномочий требовать этого от застройщиков, хотя раньше такая норма предусматривалась».
В ДПС отмечают, что многие паркинги отданы под рынки и другие объекты. «Базарчик за ЦУМом раньше был автостоянкой, и возле Ошского базара парковочные места отданы под торговлю, поэтому и машины ставить негде. Хотя там есть возможность строительства двух- и трехъярусной парковки», - рассказывают они.
Не отходя от кассы
Самих автовладельцев подобная ситуация на дорогах тоже не устраивает. «Раньше только москвичи жаловались на вечные пробки, теперь и мы от них не отстаем», - невесело отшучиваются они.
Одним из факторов, усугубляющих проблему, считают автолюбители, является также позиция сотрудников ДПС. Нарушителям удобнее на месте отдать деньги в карман инспектору, чем оплачивать официальный штраф. Водители жалуются, что на возникающие неудобства - приходится ездить в управление органов надзора, где нужно выстоять очередь. О том, как контролируют работу ДПС, отдельный разговор. Эта структура считается одной из самых коррумпированных. Впрочем, теперь все стало гораздо проще: по всей республике у сотрудников ДПС есть 450 POS-терминалов, из них 193 - в столице. «Мы стараемся не допускать денежного контакта водителей с инспекторами. Граждане могут на месте оплатить штраф через эти устройства, а также посредством банковских терминалов и отделений почтовой связи», - отмечают в ДПС.
Еще на плаву
Как рассказал ИА «24.kg» главный специалист дирекции муниципальных рынков, парковок и стоянок при мэрии Бишкека Муратбек Кадыркулов, на данный момент в городе нет муниципальных парковок. «В феврале 2014 года их было 48, однако они согласно распоряжению мэра временно закрыты, причиной этому послужило отсутствие архитектурного заключения. Некоторые их них, к примеру возле Аламединского рынка, переданы в частные руки. На данный момент в нашем ведении есть 20 муниципальных стоянок. В ближайшее время их число может увеличиться до 23, а частных - в городе около 100», - поясняет Муратбек Кадыркулов.
Некоторые убеждены, что сейчас дирекция вовсе перестала существовать. «Но мы есть и еще держимся на плаву. Хотя вот уже около года поднимается вопрос о ликвидации дирекции или реорганизации, то есть о передаче в управление муниципальной собственности при мэрии (УМС). Сейчас многие объекты переходят в частный сектор, однако я к этому отношусь настороженно. Потому что когда паркинги и стоянки находились в муниципальной собственности, в бюджет города поступало больше средств. По предварительным расчетам, сейчас казна теряет около 20 миллионов сомов в год. В прошлом году дирекция собрала около 12,5 миллиона сомов», - отмечает он.
На вопрос, почему парковки существовали незаконно и почему нельзя было оформить архитектурное заключение, Муратбек Кадыркулов произнес до боли знакомую фразу: «Так получилось». «В то время по распоряжению экс-мэра Исы Омуркулова мы открыли паркинги, для нас главное было, чтобы в бюджет поступали средства, и от нас никто ничего не требовал, вот и работали», - сетует он.
«Мы уже обращались с предложением возобновить муниципальные паркинги. К тому же на строительство парковок и стоянок средств не предусмотрено, выделяется небольшая сумма на ремонтные работы, которых хватает лишь на обновление разметки, установку дорожных знаков, одним словом, на мелкие расходы», - рассказывают в дирекции.
Как только - так сразу
Столица развивается, идет точечная застройка, которая уплотняет город. Скоро в Бишкеке яблоку негде будет упасть, а есть ли конкретный план по строительству парковок и стоянок для транспорта?
В УМС при мэрии Бишкека отмечают, что для решения вопроса по парковкам у них прорабатывается механизмы. «Однако для начала необходимы изменения в Земельном кодексе, такие поправки сейчас рассматривают в Жогорку Кенеше. И если нардепы примут наши предложения, тогда дирекция перейдет в состав УМС. И в этом случае, скорее всего, мы применим государственно-частное партнерство. Как и в других странах, парковки будут в частных руках, то есть бизнес сможет вложиться в инфраструктуру города. Стоить отметить, что де-юре платных парковок нет, но де-факто они существуют. Лишь в 2014 году выявлено более 100 точек, где незаконно взимали деньги за парковку», - рассказывают в УМС.
В Бишкекглавархитектуре признают, что в борьбе с частными парковками они бессильны. «Это не в нашей компетенции, и УМС тоже. Сейчас бизнесмены берут земли в краткосрочную или долгосрочную аренду, оформляют госакт на территорию, а там уже сами решают, что будет на данном участке», - отмечают в ведомстве.
Больно, но надо
В ответ на вопрос, как решить проблему пробок в городе, в ДПС предлагают несколько вариантов. Это и строительство двухъярусных дорог, транспортных развязок, о которых из-за дороговизны мэр даже мечтать запретил. И увеличение количества общественного транспорта большой вместимости. И использование малоосуществимой в реальности особой системы въезда в город: по четным датам - для машин с четными номерами, а по нечетным – с нечетными. Все это пока разговоры. «Для решения вопроса с заторами в городе нужен комплексный, системный подход на уровне правительства», - считают в ДПС.
Кто бы спорил! Проблема назрела давно, ситуация с парковками и стоянками в Бишкеке требует незамедлительных реформ и решений, однако кто конкретно будет заниматься ее решением, кто этот комплексный подход будет осуществлять, так и не ясно.
А меры, даже если они болезненны и непопулярны, принимать пора уже давно. Иначе грозит коллапс – состояние, угрожающее жизни.
Фото ИА «24.kg»