11:43, 20 апреля 2016, Бишкек - 24.kg , Ринат ШАМСУТДИНОВ
В Кыргызстане на дорогах ежедневно происходят десятки ДТП. Патрульная милиция в своих сводках зачастую называет одни и те же причины, такие как превышение скоростного режима и несоблюдение водителями правил. Однако не часто встретишь информацию о том, что машина совершила столкновение с препятствием по вине дорожных рабочих.
Хотели как лучше…
На участке улицы Шабдана баатыра в районе улицы Ахунбаева ведутся ремонтные работы, что создает дополнительные сложности для водителей, и неудивительно, что на этом участке часто возникают ДТП. За десять дней, по словам очевидцев, здесь произошло около пяти аварий.
В ночь с 12 на 13 апреля на этом участке водитель «Субару-Форестер» Айдана Жунушева ехала вниз по улице Шабдана баатыра и, не увидев бетонное ограждение, врезалась в него.
По словам родственника Мирлана Токсонбаева, Айдана имеет пятилетний безаварийный стаж вождения.
«В эту ночь она возвращалась в город, я знаю, что она никогда не нарушала правила дорожного движения, поэтому говорить, что она превысила скорость, будет неверно. В настоящее время девушка находится на лечении. Я приехал на место ДТП через полчаса и увидел, что над бетонными блоками не было освещения, а светоотражающие знаки, как положено по стандарту, не были установлены», - пояснил он.
На следующий день Мирлан Токсонбаев решил еще раз проверить наличие знаков и увидел следы свежей работы: знаки установили совсем недавно.
«Мы сейчас собираем необходимые материалы и в ближайшее время обратимся в компетентные органы для получения юридической оценки. Наша машина восстановлению не подлежит. Кто будет отвечать? Я считаю, что авария произошла по вине дорожников», - говорит он.
Родственник пострадавшей девушки обеспокоен тем, что доказать вину дорожных работников будет не так-то просто.
«На утро я приехал и увидел, как устанавливают освещение, прораб, назвавшийся Игорем, сказал, что его руководитель уже все вопросы по поводу аварии решил «наверху» и якобы мы в суде не сможем ничего доказать, так как они установили недостающие знаки и освещение», - заявляет Мирлан.
Случайность?
А 15 апреля на улице Шабдана баатыра выше улицы Ахунбаева произошло очередное серьезное ДТП с участием иномарки-малолитражки и «КамАза», который перевозил более 30 тонн картофеля. Водитель и пассажир легковой машины погибли на месте, еще четверо, среди которых беременная женщина, доставлены в больницу.
Официальное сообщение от МВД звучит так:
«По собранным материалам дела стало известно, что водитель автомашины «КамАаз», двигаясь по улице Алма-Атинской в северном направлении и не справившись с управлением, совершил наезд на препятствие (бетонный блок). В результате он выехал на встречную полосу движения и совершил столкновение с автомашиной «Хонда-Фит», следующей в противоположном направлении. В настоящее время по факту ДТП начато расследование. Обстоятельства происшествия выясняет Следственное управление ГУВД города Бишкека».
При каких обстоятельствах водитель грузовика наехал на бетонный блок, не уточняется, правоохранители заявляют, что следствие покажет. Хотя очевидцы так же, как и в предыдущем случае, утверждают, что в этот день на участке, где идут ремонтные работы, не было света, а на знаках, предупреждающих о проведении ремонта, практически не видно светоотражающих элементов. Сотрудник станции технического обслуживания Александр в тот вечер был на работе и слышал сначала удар о бетонный блок, затем второй удар о машину. На вопрос, были ли предупреждающие знаки, он ответил утвердительно.
«Вы представляете, на какой скорости он ехал? Нам сказали, что водитель «КамАЗа» обгонял даже легковые машины. Нас было четверо, как только увидели аварию, сразу побежали помогать, «КамАЗ» прямо вдавил иномарку. Людей достать было практически невозможно. Что касается предупреждающих знаков, я их видел, они были, вот только света не было, может быть, поэтому и он не увидел их», - рассказывает он.
Другие очевидцы - Руслан и Нурлан - живут недалеко от места ДТП, они рассказывают, что сразу прибежали на помощь. Ребята утверждают: знаки были, но насколько хорошо их видно в темное время водителям, можно только предполагать. В распоряжении ИА «24.kg» есть видео, снятое в ночное время на видеорегистратор. Просмотрев его, становится понятно, что не знающему эту местность водителю сложно оперативно среагировать и снизить даже допустимую скорость.
Все под контролем. Почти…
На место ДТП мы приехали 19 апреля и увидели, как на перекрестке улиц Ахунбаева и Шабдана баатыра мужчина клеил светоотражающие ленты. Это было спустя 10 дней после ДТП. Однако исполнительный директор компании-подрядчика Александр Калабин заявил, что светоотражающие ленты его сотрудники клеят или обновляют ежедневно.
«Мы в прошлом году проложили 15 километров дорог, но подобных ЧП у нас не было, а здесь, несмотря на то, что стоят знаки, предупреждающие о ходе строительных работ, водители превышают допустимую скорость. У «КамАЗа» даже тормозного пути не было. Кроме того, освещение, которое мы устанавливаем, просто-напросто воруют, и делают это прямо на наших глазах», - говорит исполнительный директор компании-подрядчика Александр Калабин.
Руководитель заявляет, что их вины в происходящих на этом участке дороги ДТП нет, наличие необходимых знаков и освещения подтвердила специальная комиссия.
«Мы делаем все, что от нас требует Министерство транспорта, все необходимые знаки устанавливаем до начала работ. Я призываю водителей быть внимательнее на трассе и не превышать допустимую скорость», - говорит он.
Чего ждем?
Таких мест в Бишкеке, где существует напряженная ситуация на дороге в связи с ремонтом, немало. Уже несколько месяцев идет реконструкция моста на проспекте Чуй. Управление капитального строительства намерено завершить работы к концу августа текущего года. А тем временем водители здесь ежедневно рискуют, мало того, что проезд узкий, так еще на бетонных блоках, установленных прямо на дороге, отсутствуют светоотражающие элементы, перед строительным объектом нет элементарных предупреждающих знаков.
По улице Ибраимова рядом с ГУВД Бишкека не восстановлен небольшой отрезок проезжей части: коммунальные службы проводили ремонт и, видимо, решили не заморачиваться, а просто засыпали яму грунтом.
Все эти примеры рождают несколько вопросов. Почему контролирующие органы оперативно не реагируют на подобные ЧП? Сколько еще должно погибнуть на трассе людей, чтобы дорожные службы поставили вопрос безопасности на первое место? А пока мы наблюдаем своеобразный эффект недостаточности - недостаточности внимания, ответственности, производственной культуры, что становится причиной многих человеческих трагедий.