11:21
USD 89.47
EUR 96.56
RUB 0.97

Омурбек Текебаев: Контроль над Бишкеком даст потенциальному кандидату на пост мэра преимущество на предстоящих выборах президента

Столица КР в ожидании предстоящих выборов на пост градоначальника, которые состоятся 27 февраля. Правом выдвигать кандидатов на должность мэра обладают премьер-министр и фракции Бишкекского горкенеша. ИА «24.kg» поинтересовалось у лидера партии «Ата Мекен» Омурбека Текебаева, чья фракция в горкенеше представлена всего семью депутатами, каким должен быть следующий градоначальник Бишкека.

- Омурбек Чиркешович, верно ли, что сегодня пост мэра столицы - трамплин для предстоящих президентских выборов?

- Все зависит от того, кто придет. Если это касается Омурбека Бабанова (лидер фракции «Республика - Ата Журт». - Прим. ИА «24.kg»), то может стать трамплином, а для другого - нет. В любом случае контроль над городом даст потенциальному кандидату на пост градоначальника преимущество на предстоящих выборах президента.

- Как вы можете охарактеризовать кандидатуру Албека Ибраимова, которого  выдвинула фракция СДПК кандидатом в мэры Бишкека?

- Ничего не могу сказать, потому как не знаю его, и широкому кругу людей о его деятельности ничего не известно.

- Тогда, на ваш взгляд, кто станет следующим главой столицы?

- У меня нет на этот счет никаких соображений, верите?… Недавно такой же вопрос мне задал иностранный дипломат, и я ответил, что сегодня больше знаю о ситуации в городе Алеппо, нежели владею информацией о выборах столичного мэра. В соответствии с законом кандидатура на эту должность предлагается фракциями горкенеша и премьер-министром. А Бишкек не рядовой город, это столица нашей страны, не только политический, но и экономический и культурный центр. Именно от того, кто и как будет управлять Бишкеком, зависят темп и развитие целой страны. Избрание столичного мэра не местечковое событие, это важный вопрос, имеющий огромное значение для страны в целом. И в подборе кандидатуры должен участвовать как глава кабмина, так и другие ведущие политические силы.

На мой взгляд, мы, парламентские фракции, представленные в горкенеше, и премьер-министр несколько отстранились от этого вопроса, и это безответственно: мы не даем консультации, не подбираем кандидатуры и не обсуждаем их, мы уходим от ответственности, что неправильно.

- Хорошо, если вы не называете конкретную фамилию, то ответьте, какими качествами должен обладать мэр главного города страны.

- Мне, например, непонятна логика кадровой политики нашего правительства, и у меня возникает вопрос: из каких соображений премьер-министр назначает на высокие должности того или иного чиновника? Давайте возьмем полномочного представителя правительства по Ошской области Талайбека Сарыбашева…

- А что не так с этим чиновником?

- Ну, если взять его послужной список, то в 1989 году он работает автослесарем, в 1991-1992 годах - продавцом плодоовощного комбината. До 2005 года он непонятно чем занимался, в 2005 году Сарыбашев становится директором местного рынка в селе Гульча. В 2008 избирается председателем Алайского райкенеша, в 2012 году с минимальным преимуществом депутаты утверждают его акимом Алайского района. И в конце прошлого года его вдруг назначают главой самой большой области в Кыргызстане.

Информации о его образовании нет никакой, а ведь губернаторами Ошской области всегда назначались не только опытные, но и авторитетные политики республиканского масштаба, бывшие или будущие премьер-министры страны, такие как Султан Ибраимов, Усен Сыдыков, Абдыганы Эркебаев, Амангелди Муралиев и другие. Все потому, что Ошская область - сложный регион. Он самый большой по числу жителей, там сосредоточены почти все проблемы страны: перенаселение, сложная ситуация с терроризмом и радикализмом, с наркотрафиком, острые приграничные и религиозные вопросы, частые межэтнические споры и другие.  

Весь клубок вызовов сосредоточен именно в этой области, и именно туда должен был быть назначен опытный человек, имеющий авторитет, каким был предыдущий полпред Сооронбай Жээнбеков. Он дважды избирался депутатом парламента, был председателем комитета ЖК, вице-спикером СНП, министром сельского хозяйства, его опыт, знания и политический вес помогли стабилизировать ситуацию в регионе после событий 2010 года.

Что же касается сегодняшнего Бишкека, то он не уступает по значимости и по сложности проблемам Ошской области. Сюда приезжают люди из всех регионов страны, и руководить столицей, естественно, должен честный, некоррумпированный, опытный хозяйственник и, самое главное, человек, имеющий политический авторитет, проработавший на республиканском уровне на разных должностях.

- А мне всегда казалось, что мэром должен быть в первую очередь хозяйственник…

- В Бишкеке сложная ситуация, средств для решения всех проблем не хватает. Для того чтобы проводить реформы, нужна политическая поддержка на республиканском уровне. Любая реальная реформа в столице затрагивает политические или бизнес-интересы влиятельных групп. Если не будет политической поддержки на республиканском уровне, эти силы любому мэру не дадут начать реформы. Даже если он их начнет, то ему просто не дадут довести дело до конца. Мэр должен иметь поддержку в правительстве, в парламенте, чтобы с ним считались, должен сам обладать политическим авторитетом, уметь отстаивать интересы столицы. И назначение мэра не должно напоминать пример с губернатором Ошской области. Ставить человека на стратегически важную должность просто потому, что он хороший, недопустимо. 

Бизнес