00:00
USD 87.45
EUR 90.89
RUB 0.89
Великая Победа

Заветный сундучок памяти

Ветерану Великой Отечественной Жаркыну Мадымарову 93 года. Он родился и прожил свою долгую жизнь в селе Сырте Баткенской области КР. Фронтовик бережно хранит свои медали и документы в небольшом старинном сундучке, закрытом на надежный замок. Справки о ранениях, выписки из госпиталя, приказы о назначении учителем - все сложено по порядку, в пакетах.

Полгода назад сыновья перевезли его в Чуйскую долину: в родном высокогорье здоровье стало подводить. Вместе с его внучкой Арзыгуль мы так же бережно перелистываем старые документы - страницы истории жизни этого человека. Прикоснуться к ним для нас - тех, кому солдаты Великой Отечественной даровали мирное небо - большая честь.

Рядовой на передовой

Несмотря на возраст, Жаркын ата прекрасно помнит названия частей, в которых служил. В 19 лет паренька призвали в армию. Было это в 1940 году - еще до войны. И служить тогда ему довелось в кавалерийском полку в далеком Приморском крае. С началом войны оттуда его вместе с товарищами перекинули на Западную Украину. Участвовал он в жестоких схватках с противником под Ленинградом, шел вместе с другими в кровопролитных боях вплоть до реки Волги.

В марте 1942 года был тяжело ранен. Отправили на родину. И там пришлось нелегко: все продукты отправляли на фронт, самим еды оставалось крайне мало, на селе - только женщины, старики и дети. Сидеть без дела не давали никому. Вот и ему, несмотря на увечья, с первых же дней поручили учить детей грамоте.

Через год, когда немного поправился, а страна истекала кровью, его снова призвали в боевые ряды. В этот раз определили в 67-й гвардейский строевой полк, первый стрелковый батальон. Под командованием генерала А.Еременко в 1943-1944 годах освобождали Эстонию, Латвию, Литву. «Дошли до самой границы. Это был завершающий период Великой Отечественной войны. Перед Красной армией поставили задачу окончательно освободить территорию от немцев. В то время уже появились «Катюши», и воевать стало легче», - рассказывает ветеран.

alt

Более чем из десятка медалей больше всего он гордится орденом Отечественной войны I степени, эта награда всегда украшает его пиджак. Воевал Мадымаров на передовой, среди первых шел он боевыми тропами. «О войне вам много знать не надо, - отвечает на наши вопросы бывалый солдат. - Пули пролетали в полуметре от нас со всех сторон. Вокруг взрывались гранаты, темно было от непрекращающихся взрывов. А бывало и затишье между боями: ни звука в воздухе, ни трели птиц. А вокруг 10 гектаров пшеницы, тут и там торчат штыки, приготовлены снаряды, немцы в шести метрах от нас. Мы, сидя в засаде, боялись шевельнуться и сделать лишнее движение. В руках автомат, пять тяжелых дисков висит сбоку. Малейший шум - и все придет в движение. Когда ракета давала сигнал, с криками «Ура!» мы бросались в бой».

15 дней без еды

Фронтовик вспоминает, что с едой на передовой было особенно туго. Полевая кухня к ним приехать не могла, потому назначался дежурный, который раз в день ходил за сухим пайком. «Каждому доставался лишь небольшой ломоть черствого черного хлеба, - проводит на ладони Жаркын ата линию по кончику мизинца. - Да и та еда доставалась ох как нелегко - приходилось ползти через поле, передвигаться короткими перебежками. Повезло, если можно было скрыться за деревьями. Труднее всего в открытом поле, где спрятаться негде: выйдешь из окопа - и у всех на виду. Бывало, что от шальной пули дежурные погибали».

«Приходилось питаться тем, что попадалось нам на пути. Мы ведь шли по территории, уже давно захваченной немцами, и многие села были опустевшими, сожженными дотла вместе с жителями. Нашли как-то на поле замерзшую морковь и питались ею несколько дней. А так, без нормальной еды по 15 дней - это было обычное дело. Люди воевали на голом энтузиазме», - делится воспоминаниями Жаркын ата.

17 июля 1944 года он получил второе ранение. На этот раз более серьезное - перелом бедра. В госпитале в Нижнем Новгороде провел больше полугода, там и встретил вместе с другими Великую Победу.

Человек-знание

Из госпиталя его выписали с инвалидностью I группы. Но по тем временам окончившие 7 классов считались очень грамотными, и ему не дали отлеживаться. С 26 июля 1945 года его назначили завучем начальной школы в родном селе.

Со временем он окончил педагогический институт имени Мирзо Улугбека в Фергане по специальности «химия и биология». Однако в школе он преподавал и физику, и географию, и астрономию. Не только потому, что учителей на селе не хватало, а скорее потому, что Жаркын ата - один из тех, кого можно назвать Учителем с большой буквы. Всю жизнь он занимался самообразованием. Умеет читать на арабском языке, по сей день хранит Коран, написанный старинной вязью. Не потерял интерес к политике, непременно слушает радио и следит за событиями в стране и мире.

Хорошо знает историю Великой Отечественной войны, хронологию, места боев. Удивляет он собеседников и знаниями по химии. Однажды в больнице он спросил у медсестры, что за вещество ему вводят с уколом. Она сначала рассмеялась: зачем, мол, вам, старенькому дедушке, знать об этом? А потом просто рот от удивления раскрыла, когда «старенький дед» начал рассказывать, как получают пенициллин, в каких сферах его применяют и какое действие он оказывает на организм человека.

30 внуков, а правнуков не счесть

С супругой Санталат он познакомился уже после войны. Воспитали они четверых сыновей и двух дочерей. Уже выросли более 30 внуков. А считая правнуков, мой собеседник и вовсе сбивается со счета.

alt

Самая любимая внучка - Арзыгуль - постоянно заботится о дедушке, больше других любит расспрашивать о его детстве, о том, как жили люди в его время. Записывает истории из его уст - о том, как в детстве обходились без обуви, а вместо окон в глиняных домиках была обыкновенная круглая дыра, и как в холодные дни, чтобы не мерзли уши, обматывали их кусочком ткани.

«Наш дед воспитывает в нас чувство достоинства, скромность, в нем самом нет тщеславия. Он и психолог, и хороший наставник, у него свои методы воспитания. Каждому из нас по отдельности он дает наставления. Например, что нельзя сплетничать, говорить плохо о ком-то другом. Раз в месяц он собирает всех вместе и спрашивает, какие правила мы усвоили. Тех, кто запомнил и применял их, он поощряет», - рассказывает Арзыгуль.

Жаркын ата оказался очень бережливым человеком. Он долгие годы откладывал свою пенсию и купил дом для любимой внучки.

«Еще после первого ранения меня комиссовали, а после второго и вовсе приписали к инвалидам. Но я проработал в школе более 45 лет! Вот и сейчас живу среди вас, молодых. И все благодаря Всевышнему», - уверен Жаркын ата.

Бизнес