03:06
USD 84.22
EUR 93.82
RUB 0.91
Великая Победа

Аскар Чажыбаев - ветеран-богатырь

В селе Беш-Кунгей, что у подножия гор на юго-восточной окраине Бишкека, во время одного из тоев пожилым гостям - тем, кому перевалило за семьдесят, предложили сыграть с 94-летним аксакалом по имени Аскар в улак тартыш, или козлодрание. Желающих не нашлось, так как местные старожилы хорошо знают Аскара Чажыбаева, который, несмотря на свой солидный возраст, никому не уступит в борьбе на лошадях за тушу козла. Да и побороться он не прочь. Я был сильно удивлен, когда увидел фотографию борющихся стариков на одном из праздников. Вспомнились слова Лермонтова: «Да, были люди в наше время. Не то, что нынешнее племя: богатыри - не вы...».

Может быть, за недюжинную силу и взяли его в том далеком 1940-м в тяжелую артиллерию, где приходилось поднимать пушечные снаряды весом 41 килограмм каждый. Из горного села Беш-Кунгей молодой кыргызский парень поехал на Дальний Восток. Там поначалу его определили совсем в другие войска - в стройбат. Когда началась война, его полк сосредоточили на советско-китайской границе. Войска охраняли юго-восточные рубежи от возможного нападения японцев. Как рассказывает сам аксакал, «был приказ Сталина не открывать огонь на любые провокации, так как СССР не был готов вести войну на два фронта». «Поэтому при попытках японской стороны начать какие-либо действия против нас мы не открывали огонь, а старались решать все мирно», - вспоминает аксакал.

Так охраняли границу до окончания «войны на западе» - так именует Великую Отечественную Аскар ата. За хорошую службу - за то, что умело работал, рыл окопы, строил укрепления, в сорок втором году его приняли в партию.

«Когда пришла весть о победе, радости нашей не было предела, мы ликовали, как могли, думали: все, теперь поедем домой, - делится своими воспоминаниями старый борец. - Но время шло, а приказа о демобилизации все не было. И в том же году в конце лета с западного фронта прибыла армия: люди, военная техника... Оказалось, предстояла война с Японией».

«Мы первыми вошли в Китай. Наша армия, набравшись колоссального опыта в войне с Германией, с мощным вооружением, просто громила японцев. Они отступали по всем фронтам. По Первому дальневосточному, по Второму и Третьему фронтам, - перечисляет аксакал. - Мы только и делали, что наступали и наступали. Мукден, Харбин, Дайрин, Порт-Артур... До сих пор помню названия этих городов. И еще что меня удивило, там оказалось много русских. Как мне рассказали, они там жили еще до Октябрьской революции, ну и после революции многие бежали из советской России».

«А были ли интересные случаи, которые вам особенно запомнились?» - спрашиваю я. «Да, однажды по ошибке нас стал атаковать наш же самолет. Погиб командир и один парень - татарин. Оказывается, ошиблись в координатах. Мы двигались медленно, а мобильная артиллерия на машинах ушла далеко вперед, и авиации сообщили, что наша колонна успела отойти и можно открывать огонь. Ну и летчик начал сыпать в нас бомбами... Но даже когда летчику сообщили, что он атакует своих же, он не поверил и продолжал сбрасывать бомбы, думая, что ложные сведения», - вспоминает ветеран.

«Помню, что наши военнослужащие не проявляли жестокости к врагу. Был строжайший приказ женщин и детей не трогать, в магазины не заходить, не грабить, дома не сжигать, стрелять только по солдатам. Поэтому местные женщины при встрече махали платками в знак признательности, угощали, хотя нам было запрещено принимать угощения. Тут невольно задумаешься над тем, что, несмотря на все ужасы сталинских лагерей и системы в целом, описанные Александром Солженицыным, в стране было и много человеческого, гуманного. Могли ведь закрыть глаза на ограбления, насилия, кто бы что-то посмел сказать тогда Советской Армии, победившей фашистскую Германию? Но наши специально не хотели уподобляться им», - говорит Аскар ата.

После непродолжительной войны с милитаристской Японией рядовой Чажыбаев до 1947 года оставался в Харбине, войска охраняли пленных японцев. И только через долгих 7 лет после ухода в армию он - живым и невредимым - вернулся в родной айыл.

По возвращении домой Аскар занялся привычным делом - стал пасти скот. Уже тогда молодой чабан увлекался национальными играми. На любых состязаниях в округе по улак тартышу и оодарышу первенство было за ним. По словам аксакала, он становился многократным чемпионом республики в этих видах соревнования.

Рассказывая о своих спортивных достижениях, ветеран рассказал, как в 1957 году на Всемирном фестивале молодежи в Москве получил от рук Буденного именное двуствольное ружье. В те годы, более-менее оправившись от войны, страна обратила особое внимание на развитие и духовное воспитание молодого поколения. Для участия в молодежном фестивале со всех уголков республики собрали лучших наездников и силачей, крепко сидящих в седле, среди которых оказался и Аскар Чажыбаев. Он вместе со своими товарищами показывал национальные игры - улак тартыш, оодарыш, тыйын энмей (поднятие монеты с земли на полном скаку). У него даже сохранилась фотография с легендарным полководцем.

В советское время ценили заслуги простых тружеников, и ему за успехи в овцеводстве трижды дарили автомобиль «Москвич». Односельчане шесть раз избирали его депутатом сельского совета. Несколько лет проработал Аскар Чажыбаев на общественной работе. Был заместителем председателя Суда аксакалов Кой-Ташского айыльного округа.

- Сельчане мне доверяли, считали меня справедливым человеком, потому после развала Союза назначили председателем комитета по распределению земли. Всем по справедливости распределил наделы, огороды. Никого не оставил в обиде, - вспоминает ветеран первые после развала СССР годы.

И после выхода на пенсию Аскар ата не греется на солнышке. С раннего утра то возится с землей, то присматривает за скотом. И во время нашей первой встречи он не сидел без дела: работал на огороде, копал землю, готовил ее для посева. И это в 94 года! На мой вопрос, что же он выращивает на огороде, аксакал показал на стол с домашними заготовками - варенье из яблок, вишни, урюка, малины, приправу, консервированные огурцы и помидоры...

Несмотря на возраст, ветеран улыбчив и общителен, нет в нем старческой усталости и отрешенности от жизни. Живо интересуется собеседником, происходящими вокруг событиями. За все время нашей беседы он ни разу не пожаловался на здоровье или судьбу. Даже когда зашла речь о квартирах, которые положено выделить ветеранам войны, рассказывал с улыбкой, как ходил к мэру, как тот обещал, но ушел с работы, так и не сумев выполнить обещанного. Словно и проблемы нет: дадут - хорошо, не дадут - не беда.

Очень позитивный человек Аскар ата. Часто повторяет, что у него все хорошо и всем он благодарен. Признателен государству, что обеспечивает хорошей пенсией и дает ветеранам льготы. Радуется, что вернулся живой с войны, что всю жизнь работал на совесть, что рядом жена, которой 91 год, дети, внуки и правнуки. «В жизни я никому не делал зла, вот и пожинаю плоды добра. И ты не желай никому зла, не рой другому яму, и все у тебя будет хорошо», - дал мне на прощанье свои наставления мудрый улыбчивый старец Аскар Чажыбаев.

С легкой душой покидал я гостеприимный дом трудолюбивого и умеющего быть благодарным судьбе доброго человека, уважаемого аксакала из села Беш-Кунгей...

alt

alt

Бизнес