05:16
USD 85.91
EUR 93.34
RUB 1.03
Великая Победа

Поиск длиной в 70 лет

В редакцию ИА «24.kg» обращаются простые граждане с просьбой помочь в освещении тем, связанных с Великой Отечественной войной. В наши дни отыскать СМИ, регулярно пишущие о ВОВ, непросто. О войне в основном вспоминают в канун 9 Мая, а уже на следующий день забывают до следующего года. Однако человеческие переживания не ограничиваются одним днем. Люди помнят своих родственников, погибших на войне, и гордятся ими. Многие до сих пор ищут пропавших без вести, до конца сохраняя надежду на лучшее.

Общий дом

Татьяна Однобурцева вышла на редакцию ИА «24.kg», прочитав перепечатку нашей публикации в одной газете. Недавно в ее жизни произошло важное событие, которым ей захотелось поделиться. Возможно, ее опыт вдохновит других потомков фронтовиков довести поиск воевавших родственников до конца.

- Мой отец был немцем по национальности, и я тоже немка, - рассказывает Татьяна Рудольфовна. - В послевоенное время немцам в СССР было несладко. Наши права притесняли и ограничивали. Лишь спустя много лет мы были реабилитированы. В Кыргызстане жило много поколений нашей семьи. И преданность родине мы старались доказывать всегда.

Дед Однобурцевой Борис Григоров участвовал в ВОВ. Ушел на фронт из села Кировского Таласской области в 41 год, оставив жену и восьмерых (!) детей. Служил в 814-м стрелковом полку 236-й стрелковой дивизии 46-й армии. Долгое время исправно писал родным письма, обещая вернуться после победы над фашистами. Но в какой-то момент связь оборвалась. Дети выросли, воспитали своих детей. До конца своих дней многие так и не узнали, как он погиб и обрел ли покой.

Незабытый герой

- Весточки от деда перестали приходить в 1943 году. В то время в Украине была страшная мясорубка, - вспоминает Однобурцева. - Много лет семья искала фронтовика. Но в советское время информация на военную тему была закрытой. В одном из добытых документов даже не было указано, что у Григорова в Кировском осталась большая семья. Видимо, во время ВОВ пытались снизить статистику смертей советских солдат, и многие факты просто скрывали.

Те члены нашей семьи, кто раньше делал запросы о местонахождении деда, уже умерли. Спросить мне было не у кого. И тогда решила начать поиски с новыми силами. В декабре 2013 года через украинское посольство в Кыргызстане сделала запрос в Министерство культуры Украины. И там откликнулись!

К поискам подключили научных сотрудников Национального музея истории Великой Отечественной войны (Киев), которые просмотрели все необходимые документы, однако никакой информации о разыскиваемом не нашли.

Затем проведен поиск в электронной базе данных по погибшим в ВОВ, расположенной на одном из интернет-ресурсов. Удалось найти всю интересующую информацию. Указано, что в бою, прошедшем 28 августа 1943 года, красноармеец Борис Григоров получил тяжелое ранение. Через два дня он умер от ран в передвижном госпитале. Похоронен в братской могиле села Зидьки Змиевского района Харьковской области. Но в официальные списки указанного воинского захоронения его фамилия по каким-то причинам занесена не была. Наверное, именно поэтому его так долго не могли найти.

Сохраняя историю

В Кировском фамилия деда до сих пор числится на обелиске как безвестно отсутствующего. Думаю, теперь ее можно оттуда убрать.

Собираюсь передать вновь открывшиеся сведения в семью моей тетушки Натальи Григоровой-Толстых - единственной дочери фронтовика, дожившей до наших дней. Она давно на пенсии, живет в Санкт-Петербурге. В военное время их семья осталась без кормильца, и, быть может, теперь ей положены какие-то компенсации. В любом случае известие об отце поднимет ей настроение в преддверии годовщины Великой Победы.

Хочу поблагодарить Министерство культуры Украины, украинское посольство в КР и всех, кто помог в поиске деда, за то, что добросовестно выполнили мою просьбу. Раньше мы жили в одной стране, и наши предки бок о бок защищали ее от вражеских захватчиков. Помнить об этом и сохранить правду о войне - наше общее дело.

Бизнес