18:59
USD 87.45
EUR 99.56
RUB 1.10
Великая Победа

Сооронбай Джусуев - акын-фронтовик

В годы Второй мировой перед творческой интеллигенцией была поставлена задача «воевать» с врагом в тылу, создавая произведения, вдохновляющие сограждан на бой с фашизмом, поднимающие бойцов в атаку, воспевающие силу и славу Отечества, любовь к своей Родине. И они не заставили себя ждать: стихи и песни знаменитых акынов Аалы Токомбаева, Алыкула Осмонова, Жоомарта Боконбаева и других вселяли в солдат уверенность в победе, помогали преодолевать все невзгоды тыловой жизни. Но случалось и так, что свои первые поэтические строки будущие мастера слова создавали на фронте, куда шли совсем молодыми, по зову сердца. К их числу относится и Герой Кыргызской Республики, народный поэт, лауреат Государственной премии имени Токтогула Сооронбай Джусуев. Свои первые стихи он написал на поле битвы.

- Времени, конечно, не было, чтобы сидеть и стихи писать, - вспоминает ветеран. - Но с собой я всегда носил тетрадь. И в перерывах между боями старался что-то набросать. Наконец решился отправить стихи в журнал «Советская Киргизия» (ныне литературный журнал «Ала-Тоо»). И вот удача: два моих стихотворения - «Биз Женишчил» и «Алдыга жургон Кыргыздар» - были опубликованы. Я получил ответное письмо от редактора журнала Жоомарта Боконбаева, который дал хороший отзыв и попросил присылать свои работы.

О, сколько силы стало у меня,

Когда приснился Пушкин мне великий!

И в чудное какое-то мгновенье

Нечаянно сомкнулись звуков звенья.

И вот - в часы затишья на войне -

Я первое сложил стихотворенье. 

Воодушевленный похвалой, молодой солдат писал, конечно же, о войне, о героизме, о любви к родине, рассказывал о своей тоске по родным краям. Ведь до войны дальше своего горного села Кара-Кульджи он никуда не уезжал, там же закончил школу. С первых же дней рвался на фронт, но возраст для бойца был маловат.

Когда разразилась война,

Душа у меня изболелась:

Туда, на границу, к бойцам

На помощь прийти не терпелось.

В 1943 году, когда ему только исполнилось 18, Сооронбая Джусуева призвали в армию и отправили на войну. Сельский паренек, из всех видов транспорта знавший только коня, впервые сел на поезд, и эшелон отправился в столицу Казахстана город Алма-Ату. Там призывники пробыли несколько дней, прошли строевую и огневую подготовку, выучили устав.

А затем новобранцев отправили в Москву. Но этот большой город он увидел только из окна вагона. В соответствии с приказом молодых солдат срочно направили под Ленинград.

- Мы прибыли на станцию «Бологово», - продолжает свой рассказ мой собеседник, - и направились в лес. Там был расположен военный полигон. Так я попал 8-ю гвардейскую Панфиловскую дивизию. 

На Пушкинские горы с гор крутого

Отечества кыргызов Ала-Тоо

Приехал я, чтоб вместе с теми быть,

Кто гнал врага от пушкинского крова.

И мы врага безжалостно громили

И жгли, и гнали в тучах снежной пыли

Прочь с той земли, где Пушкин проходил,

Прочь с той земли, где он лежит в могиле.

Сооронбай Жусуев стал связистом в артиллерийском полку.

- В первый же день для нас устроили баню, которую я увидел впервые. Где у нас в горах-то баня? Помылись с дороги, получили обмундирование, и началась солдатская служба. А дальше все как на войне - окопы, пули, бомбежка... В Панфиловской дивизии в основном служили кыргызы и казахи. Среди них было много земляков, но тогда встретиться с ними не удалось, со многими познакомился уже после войны.

Сооронбай Джусуев был дважды ранен, и каждый раз после госпиталя возвращался на свое место службы - связным.

- В 1944 году наши войска вошли в Латвию. Через леса, болота тянул провода, налаживал связь. Так прошел половину территории Латвии. И до 1945 года мы воевали на Прибалтийском фронте. А 8 мая, помню, нам отдали приказ прекратить стрельбу. И мы, и немцы - все одновременно перестали стрелять. Была очень странная ситуация: мы не знали - то ли плакать, то ли радоваться. Потому что рядом лежали наши ребята, которые не дожили до победы несколько минут. Почему не было этого приказа десять минут назад, час назад? Многие из тех, кто погиб в последние минуты, прошли войну от начала до конца, но так и не увидели своих родных.

После войны Сооронбай Джусуев вернулся на родину, работал в районной газете «Коммунизм учун!», занял должность ответственного секретаря. Параллельно поступил в Ошский государственный педагогический институт на факультет кыргызского языка и литературы. По окончании работал заведующим отделом в газете «Ленин жолу». Учился в Литературном институте имени М.Горького в Москве.

В 2013 году народному поэту исполнится 88 лет, но, несмотря на свой преклонный возраст, акын продолжает творить. К очередной годовщине Великой Победы с помощью сына готовит 11-томное собрание произведений. Также готовится выпустить роман-поэму «Судьба Искаха Раззакова» в переводе на русский. Ранее поэтесса Светлана Суслова перевела его роман-поэму «Курманджан датка». За это произведение Сооронбай Джусуев награжден Государственной премией имени Токтогула. В 2007 году удостоен высшей награды - Герой Кыргызской Республики.

Ветеран - отец большого семейства. У него шестеро детей, но никто из них не пошел по стопам отца. Все выбрали профессию, далекую от творчества.

- Очень редко дети поэта или писателя выбирают путь отца. Хотя знаю несколько таких случаев: отец Расула Гамзатова был поэтом. Из наших - сын Советбека Урманбетова Кыял Урманбетов, дочь Карабаласа Бакирова Афина Бакирова и еще несколько детей акынов сегодня пишут стихи. Десять лет назад аксакал овдовел. «Теперь моя опора - это внуки и правнуки», - говорит акын.

alt

Бизнес