Накануне на заседании президиума Бишкекского городского кенеша депутаты обсудили ряд вопросов и решили «ознакомиться с состоянием города». В долгий ящик откладывать выездное заседание комиссии по ЖКХ, ТЭК, транспорту и коммуникациям они не стали и уже сегодня разъезжали на муниципальном автобусе по столичным дорогам.
Первым делом слуги народа отправились проинспектировать ход ремонтных работ на улице Токтогула. Бодро прошли от Ибраимова до Шопокова. Дамы на каблуках решили ограничиться одним кварталом и проследовали в автобус: из окна ведь тоже неплохо видно.
Проезжая часть, напомню, для проезда уже открыта. В настоящее время ведется благоустройство тротуаров и ирригационной сети. Тут и там лежат кучи песка, строительного мусора. Где-то камнями укладывают землю вокруг деревьев. Впрочем, этим сегодня уже никого не удивишь. Горе-строители могут даже забетонировать зеленые насаждения. Видимо, чтобы «красиво и ровненько» было. И землю завозить не надо!
Закопали здесь и коммуникационные люки.
- Тротуар значительно выше по уровню. Его уложили брусчаткой. Люки находятся на 40-50 сантиметров ниже. Видимо, услышав, что едет комиссия, рабочие сегодня в усиленном порядке раскапывают брусчатку, якобы чтобы поднять уровень, - рассказывает об увиденном депутат Алмаз Кененбаев. - Кроме того, между дорогой и тротуаром прокладывают ирригационную сеть. Но между арыком и проезжей частью около 40 сантиметров остались незасыпанными. Начнутся дожди, пойдет снег, и понятно, что край асфальта размоет. Впрочем, кому это понятно?
А кое-где люки, напротив, остались открытыми. Этот вопрос, кстати, поднимался уже не раз. Некоторые люки стоят открытыми в столице длительное время. Крышки сдают на металл, а ответственность за ситуацию брать на себя никто не хочет. Может, если бы кто-то из чиновников мэрии угодил в такую яму, и вопрос решился бы быстрее?
По Токтогула, к слову, столичные власти намерены организовать велодорожку все на тех же тротуарах.
Следующий пункт назначения - пересечение улицы Салиевой и Веселой. Но, проехав мост через реку Аламудун, депутат Мирлан Жеенчороев вдруг заинтересовался возведенными многоэтажными жилыми домами.
- В свое время главный архитектор докладывал нам на сессии, что здесь дома строятся с нарушениями - в охранной зоне. А тут уже стоит шесть домов! - возмутился он.
- Все разрешительные документы выданы. В городской черте охранная зона выдерживается в пределах 15 метров. Я представлю все бумаги, - заверил Бактыбек Абдиев и поспешил откреститься от дальнейших вопросов. - Более подробные комментарии дать не могу: это все было до меня.
- Каждую зиму у нас образуется шуга, людей топит, - влился в диалог депутат Союзбек Салиев. - Здания расположены ниже моста. Если на реке возникнет ледяной затор, первым под удар попадут эти дома, их просто снесет. Застройщику ничего не будет, он возьмет деньги и уедет, а пострадают люди, которые спросят с нас. Как можно разрешать строительство в водоохранной зоне? Не зря же, наверное, в советское время этот участок зарезервировали. Я очень сомневаюсь, что все нормы соблюдены, нужно поднимать документы.
Вопросы к Абдиеву возникали еще не раз за время поездки. К примеру, депутатам стало интересно, что за конструкция возводится по улице Анкары на пересечении с бывшей Алматинкой. Но и тут он не смог ничего ответить, пообещав «разобраться и доложить».
А тем временем автобус катится уже дальше. В новостройке «Кырман» по улице Ауэзова нардепов возмутила стихийная мусорка.
- Это территория города, но мусор приносят жители Аламудунского района. Будучи акимом этого района, я требовал убирать отходы. А сейчас нет контроля, - коротко пояснил вице-мэр города Марс Саккараев.
Критика поступила и в адрес авторов остановочных комплексов. По Южной магистрали стоят старые, выкрашенные в голубой цвет конструкции. А перед ними установили меньшие по размеру остановки, выкрашенные в черный. Ассоциации у многих горожан сразу возникают траурные.
- Где эстетика? Кто автор такого проекта? Ни скамеек, ни урн рядом нет, - заметили депутаты.
- А по улице Анкары остановки сделаны за счет подрядчика из легкого некачественного материала. Надо им подсказать, чтобы делали не из пластика, который через 1,5 года испортится. Мы же ориентируемся в рыночных ценах! За те же деньги можно сделать из оцинковки, которая как минимум лет 6-7 отслужит, - уверен Мирлан Жеенчороев.
А у Союзбека Салиева в ходе поездки возникло другое «блистательное» предложение:
- По Алматинке под ЛЭП установили многотонные контейнеры. Земля выгорела. А ведь там протекает канал, можно установить насос и разбить сквер, чтобы люди могли гулять.
- Гулять под ЛЭП? Видимо, нардепы не знают строительных норм и правил, - заметили представители Бишкекглавархитектуры.
Возникли замечания у столичных парламентариев и по ямочному ремонту.
- Конечно, это необходимая мера, - считает Мирлан Жеенчороев. - Но когда мы изучаем список, оказывается, что ежегодно латаем одни и те же дыры. И предыдущему мэру об этом говорили, и нынешнему. Мы не то что просим, а требуем, чтобы изыскивали проекты капитального строительства. А если и делать ямочный ремонт, то с соблюдением всех требований технологии. А сегодня ямочный ремонт проводится вплоть до ноября, однако уже весной эти ямы возникают вновь. Естественно, горожане поднимают вопрос целесообразности трат миллионов сомов всего на один сезон.
По данным замначальника управления капитального строительства Абдыжапаркула Жанболотова, ежегодно на ямочный ремонт выделяется около 30 миллионов сомов.
- Но учитывая кредиторские задолженности и все другие нюансы, на ямочный ремонт остается не более 14 миллионов сомов, - проинформировал чиновник. Он напомнил, что строительные работы в настоящее время ведутся на участках по улице Токтогула, а также на Боконбаева и Льва Толстого. Последние планируется сдать в эксплуатацию до конца года.
Побывали депутаты и на мосту (на реке Аламудун) по Южной объездной автомагистрали. Год назад его торжественно открыли с участием президента страны.
- Тогда глава государства сделал замечание, - напомнил председатель БГК Марат Аманкулов. - Спроектирован мост неправильно. Узкая тротуарная дорожка: два человека не разойдутся. Если кто-то будет идти с детской коляской или велосипедом, это будет проблематично. Прошел год, а недочеты не исправлены. Возможно, переадресуем данный вопрос градоначальнику. Но, очевидно, это связано с дополнительными средствами.
- Сегодня горкенеш больше инспектирует работу мэрии Бишкека, а выводы мы сделаем на сессии и поручим мэру устранить все недочеты, - резюмировали депутаты по итогам выездного заседания.
Как правило, инспекторские выезды на том и заканчиваются. В марте 2014-го журналисты выезжали вместе с депутатами Жогорку Кенеша проверить строительство дорог, в том числе побывали мы и на улице Анкары. Замечания касались тогда газонов, вернее, их отсутствия. Столичные власти обещали все учесть и исправить. На дворе сентябрь, а каменистая земля все та же.