23:02
USD 86.45
EUR 92.47
RUB 1.00
Репортажи

Рисующие ветер

В Государственном историческом музее вчера в рамках кыргызско-китайского культурного обмена открылась выставка «Каллиграфия и живопись Китая». Ее организаторы (Институт Конфуция при КНУ имени Ж.Баласагына и ГИМ КР) сообщили ИА «24.kg», что экспозиция приурочена к двум датам - дню рождения древнего китайского мыслителя и философа Конфуция (27 сентября) и образованию КНР (1 октября).

alt

Экспозиция включила в себя 40 работ известных китайских художников Ван Мин Ляна, Чэн Юй Дуна, Ли Шао Жуна из города Тяньцзина. Это портретная и пейзажная живопись, а также «цветы и птицы», которые выделены в этой стране в отдельный жанр.

alt

Признаться, от картин захватило дух: все они, несмотря на сдержанную цветовую гамму, выполнены очень выразительно и тонко, в лучших традициях китайского изобразительного искусства - неразрывном единстве живописи, графики и каллиграфии. Поделюсь немного историей. Истоки китайской живописи восходят к эпохе, которая отстоит от нас на 5-6 тысячелетий. Тогда на территории нынешней КНР уже появились наскальные рисунки, изображавшие растения, животных и человеческие фигуры. И эти рисунки были выполнены с помощью минеральных красящих веществ. Что касается дошедших до нас живописных работ на бумаге и шелке, то они в большинстве своем были найдены при раскопках древних могил. Наиболее ранние из них насчитывают свыше 2 тысяч лет. Примерно в XVII веке в Китай проникла европейская живопись, ее китайцы стали называть «сиянхуа» («картины, пришедшие с Запада») - в отличие от отечественной живописи, которую считали «традиционной китайской». Она является одним из магистральных направлений изобразительного искусства Востока, представляет самостоятельное явление в мировом искусстве, резко отличаясь от западной живописи как по тематике, так и по форме и изобразительным средствам.

alt

Особенно привлекают зрителя картины в жанре «цветы - птицы». Художники Ван Мин Лян, Чэн Юй Дун и Ли Шао Жун изобразили флору и фауну своего родного края - пионы, лотосы, цветы неизвестного дикого дерева, вьюнки, травы и другие растения. Мастерам с помощью своих главных орудий труда, называемых в Китае «четырьмя сокровищами кабинета» - бумаги, кисти, туши и тушечницы (китайцы не используют грунтованный холст - обязательный атрибут масляной живописи), удалось передать зрителю свое восхищение красотой мира, желание запечатлеть ее на века.

alt

При этом китайские художники добиваются выразительности не с помощью таких приемов западной живописи, как светотень, линейная перспектива и пропорции, а главным образом с помощью разнообразия линий, пятен и штрихов, наносимых тушью. Говорят, что в изображении складок одежды, которую носили китайцы в старину, можно различить по меньшей мере 18 разновидностей линий. С помощью этого художник добивается правдивой передачи фактуры объекта, создает пространственный эффект, передает состояние статичности или динамики. В этом фундаментальная специфика китайской живописи, и кыргызстанские зрители имеют возможность познакомиться с ней. Выставка продлится до 14 сентября.

alt

alt

alt

Фотографии ИА «24.kg».
Бизнес