01:38
USD 86.45
EUR 92.47
RUB 1.00
Репортажи

ДПС: Кто нас будет инспектировать?

В Бишкеке начался конкурсный отбор претендентов на руководящие должности в дорожно-патрульную службу МВД.

«Теперь вместо беготни по кабинетам с конвертами им приходится бегать по полю и сдавать нормативы», - шутят в приемной комиссии. Состоит она из представителей гражданского сектора, сотрудников МВД и центрального аппарата ДПС. Члены комиссии чутко бдят, чтобы желающие работать в дорожной милиции не сачковали. Тут нет скидок на возраст, стаж, национальность и половую принадлежность. «В полевых условиях все равны», - отмечают они.

Конкурсный отбор проводится среди претендентов на должности начальников ДПС Бишкека, Чуйской и Иссык-Кульской областей, а также отделов в центральный аппарат службы. Все кандидаты сдают нормативы по физической подготовке - приемы самбо, подтягивание и отжимание, бег, метание гранаты и кросс - 3 километра. Затем предстоит сдать письменный экзамен на знание правил дорожного движения и регулировки, а также устное тестирование-собеседование.

«Вот вы интересуетесь, зачем претенденту на пост начальника столичной ДПС сдавать кросс и метать гранаты. Отвечу: ситуации бывают разные. И даже генералам иногда приходится гоняться за преступниками и брать злоумышленников голыми руками. Вчера, к примеру, на меня напала совсем молоденькая девушка. До того она ударила сотрудника ДПС, а когда подошел я, накинулась и пыталась вырвать телефон из рук, порвала чехол», - поясняет начальник ДПС Талантбек Исаев.

Беседуем с генералом, а в это время будущие начальники в 35-градусную жару бегут третий круг. Всего их семь. Столько же потов согнали с уже немолодых и далеко не стройных инспекторов члены отборной комиссии. «Как ни странно, нормативы лучше сдают сотрудники в возрасте, чем молодые. У последних физическая подготовка хромает, несмотря на вроде бы подтянутость с виду», - говорит глава ДПС.

Одним из первых финишировал Медетбек Сейитбеков. Он пришел на службу с «гражданки», претендует на должность начальника отдела ДПС и административной практики, которую ранее занимал Олег Мороз (один из лучших специалистов, как признают в МВД, и участвовавший в разработке ряда законопроектов и новых правил дорожного движения). «Будучи водителем, я столкнулся с определенными трудностями. В ДПС я хочу пойти, чтобы добиться поправок в законодательство и облегчить «участь» водителям. В частности, я инициирую поправки, согласно которым у нарушителей не будут отбирать водительское удостоверение. Вместо этого будут выписывать постановление, которое он может обжаловать, если не согласен, или оплатить, если признает нарушение, как это делается во всех цивилизованных странах. Кроме того, я заметил и другие пробелы в законодательстве, которые хочу устранить, если, конечно, смогу пройти конкурс», - подчеркнул Медетбек Сейитбеков. Все нормативы он сдал на отлично. Авось повезет.

Параллельно на соседнем поле проходят аттестацию сотрудники центрального аппарата и региональных управлений службы. Более 50 инспекторов и работников также сдают нормативы по физподготовке. Им тоже предстоит пройти тестирование и собеседование. «Я уже вторую неделю хожу с отключенным сотовым телефоном, потому что постоянно звонят, просят то за одного, то за другого. А недавно даже депутат позвонил. Вежливо отказывать уже устал, решил отключить мобильный», - говорит Талантбек Исаев.

Тем временем члены аттестационной комиссии рассказывают, как недавно проверяли инспекторов в южных областях республики. Они замечают, что знания ПДД и регулировки в этом году многие подтянули. «Еще в прошлом году радовались, что хотя бы на троечку сдали. А в этом уже четверке расстраиваются. Говорят: готовились, учили, а на отлично не смогли сдать», - поясняет председатель ОНС МВД и член комиссии Алихан Рустамов.

Из 61 сотрудника в Ошской, Джалал-Абадской и Баткенской областях аттестацию не прошли только 13. «Это хороший показатель, - отмечает директор ОФ «Наше право» и член комиссии Калича Умуралиева. - Раньше больше половины приходилось отсеивать. Но еще плохо знают нормативно-правовую документацию. Сотрудник, майор (!), 4 года проработавший в должности, не смог назвать нормативно-правовые акты, регулирующие его деятельность».

«Главная проблема - нервы. По сообразительности и логике показатели тоже ниже среднего. У многих после психофизиологического обследования диагноз - «не придерживается общепринятых норм», - говорят члены комиссии.

По их словам, сразу после проведения аттестации и конкурсного отбора члены комиссии намерены ставить вопрос об ответственности замначальников, курирующих работу с личным составом. «Если сотрудник не знает свои функциональные обязанности и нормативно-правовую базу, то это упущение не только его самого, но и начальства. К таким замам необходимо применять взыскания или делать замечания», - считает Калича Умуралиева.

Инспекторы в свою очередь сетуют на водителей, мол, те стали «слишком умными». «Это хорошо, что правосознание участников дорожного движения растет, они стали более подкованы законодательно, знают, что должен и чего нельзя делать сотруднику ДПС. Но зачастую о своих обязанностях водители забывают», - добавляют они.

Настало время всем освежить память?

Бизнес