Рассматривать жарким летом снимки с изображением снегов, суровых льдин и застывших от холода лесов и бескрайних северных просторов приятно. Такое первое и буквально физическое наслаждение получаешь от выставки фотографий «Знакомьтесь: кочевники-оленеводы, охотники и рыболовы российского Севера», открывшейся в минувшие выходные в Бишкеке в Государственном историческом музее КР.
Организаторы экспозиции - представительство Россотрудничества в КР - приурочили ее к нескольким событиям: грядущему этноспортивному туристическому фестивалю «Всемирные игры кочевников», Международному дню коренных народов мира, а также посвятили памяти известного российского этнографа-североведа, исследователя оленеводства, длительное время являвшегося заведующим кафедрой этнографии Санкт-Петербургского государственного университета Валериана Александровича Козьмина (1950-2014).
Авторами снимков являются руководитель представительства Алексей Зенько и его супруга - кандидат исторических наук Марина Зенько. Оба они этнографы, долгое время занимающиеся изучением жизни и быта лесных ненцев - народа, живущего на севере РФ. Открывая выставку, Алексей Зенько отметил, что ее появление в Бишкеке неслучайно: коренные народы Севера России исторически происходят из того же Енисейско-Саяно-Алтайского региона, что и кыргызы. По этой причине и существует множество этнографических параллелей быта северных народов и кыргызов.
Организаторы открыли зрителям мир суровой и прекрасной в своей красоте действительности российского Севера, изображенный в почти 80 уникальных снимках. Оказалось, что находчивый народ этого региона большой страны до настоящего времени сумел сохранить древние традиции строительства своих жилищ (юрт, покрытых оленьими шкурами), не разучился делать нити из оленьих жил и даже шить с их помощью одежду, разделывать оленье мясо и пробовать его на вкус в сыром виде и даже кусочки меха использовать в качестве памперсов для своих малышей. Об этом, переходя от одного стенда с фотографиями к другому, рассказывал Алексей Зенько, и услышанное заставляло зрителей бесконечно удивляться и восхищаться.
В беседе с корреспондентом ИА «24.kg» Марина Зенько сообщила любопытные вещи, которые подметила за время пребывания среди северных народов. По результатам своих исследований она написала позже научную работу. «Несмотря на сохраняющуюся этническую оригинальность традиционных верований лесных ненцев, им присуще определенное стремление к восприятию иных мировоззренческих традиций, способность адаптировать их к своей духовной культуре, гармонизировать свое сосуществование с другими этносами, - сказала она. - Именно этим объясняется поклонение лесных ненцев общим с хантами и селькупами священным местам, присутствие в священных нартах лесных ненцев изображений духов, принадлежащих и другим народам (в частности, обско-угорских и эвенкийских), а также столь широкий и одновременно проявляющий тенденцию к вариативности список почитаемых ими животных и многое другое. В целом религиозные представления лесных ненцев являются своеобразным маркером их межкультурных контактов... Сибирские лесные ненцы к настоящему времени сохранили практически тот же уровень развития традиционной культуры, который был характерен для них столетие назад».
Фотографии предоставлены представительством Россотрудничества в КР.