В Кыргызском национальном музее изобразительных искусств имени Г.Айтиева сегодня открылась международная выставка современного войлока «КИЙИЗ + FILZ». Это стало возможным благодаря усилиям доцентов и выпускников Германской школы войлока Wollknoll, традиционных мастеров и современных художников из ФРГ, Голландии, Люксембурга и Кыргызстана. Развернувшаяся на первом этаже музея выставка представила зрителям 17 работ.
Одна из ее организаторов - руководитель студии «Букон» Айдай Асангулова в беседе с корреспондентом ИА «24.kg» отметила, что подобная встреча двух школ войлока - кыргызской, обладающей глубокими традициями, и современной немецкой - особенно интересна с точки зрения сопоставления уровня работ и обмена опытом.
Смотреть и сравнивать на выставке есть что: панно, кийизы, валенки, рюкзаки и даже открытки и книга. И все, разумеется, из войлока. Не сказать, что работы немецких художников разительно отличаются по качеству и дизайну от кыргызских. Отечественные мастера доказали, что войлок - материал, который издревле используется в наших краях, обладает не только функциональностью, но и высоким декоративным потенциалом. Так, известный отечественный художник Валерий Руппель представил серию подвесок с вкусным названием «Куурдак». А сделал он их из... отходов войлочного производства. Как понимаете, в умелых руках любой материал становится предметом искусства. А его инсталляция «Молчание войлока» и вовсе вызывает у зрителя глубокие размышления о сущности бытия, о быстротечности времени...
Разглядывая экспонаты из войлока, задумываешься о его природе. Недаром на протяжении веков этот древнейший материал изучали и развивали отечественные ремесленники. В настоящее время войлок вошел в мировую культуру благодаря кочевым народам, в том числе и кыргызам. Отсюда такое разнообразие способов производства и техник обработки войлока, и главное - процесс поиска новых возможностей этого материала постоянно расширяется.
Айдай Асангулова говорит, что все же есть разница между кыргызским и немецким войлоком. «Наши мастера опираются преимущественно на традиционные технологии - те, что сохранились - ала кийиз, шырдак (полые формы). Кыргызские художники, конечно, стараются применить разные техники, качества шерсти, ее сорта, но все же в Европе (Германии, Голландии, Люксембурге) очень много видов шерсти - несколько сортов, цветовых (натуральных уже) гамм. В Европе у этих видов шерсти другие названия. Участники выставки из европейских стран выработали совершенно иной, индивидуальный подход к войлоку, и это видно невооруженным глазом. Конечно, есть разница между кыргызскими и немецкими работами - в сырье, технике», - пояснила она.
Выставка богата. Здесь можно увидеть серию инсталляций «Валенки великих художников» (шерсть кроссбред, полугрубая шерсть), с юмором сделанных кыргызстанским художником Алексеем Лысогоровым; триптих «Летний сон» (шерсть мериноса, марля, кашемир, шелк) от студии «Букон»; диптих «Интервенция» (полугрубая шерсть) от арт-группы «Тумар» и другое. Большинство работ германских художников объединила тема «Путешествие», которую они воплотили в рюкзаках, книге и открытках. Кстати, вы видели когда-нибудь открытки из войлока? Если нет, вам стоит посмотреть на эти нежные и тонко выполненные вещи.
В экспозиции в большинстве представлены вещи декоративного направления, их нельзя использовать в быту, но они могут замечательно украсить жизнь человека. В этом убеждаешься, посетив «КИЙИЗ + FILZ».
Фотографии ИА «24.kg».