15:47
USD 89.01
EUR 95.05
RUB 0.94
Репортажи

Как Тайырбек Сарпашев поливную воду искал

Последний день рабочей недели первый вице-премьер-министр КР начал рано. Уже в 07.00 он был в дороге. Предстояло выяснить, куда девается поливная вода. Крестьяне из всей Чуйской области уже не раз жаловались на то, что воду из БЧК попросту продают.

alt

А воды-то много

Головное водозаборное сооружение Чуйской области находится в Ысык-Атинском районе, недалеко от села Гидростроителя. Вода сюда попадает из Орто-Токойского водохранилища и реки Чу. На водозаборе БЧК разделяется на западную и восточную ветви. От Восточного БЧК вода идет, например, на полив столицы Кыргызстана. А вот из Западного БЧК - для полива крестьянских наделов по всей области.

При первом беглом взгляде на объект сразу же возникает мысль о том, что крестьяне-то, наверное, правы. В огромном канале бурный поток воды. Но специалисты качают головами - это лишь малая часть того, что могло бы быть. Да и вся эта вода до крестьян не дойдет.

«Максимум по каналу Западный БЧК может идти до 70 кубометров воды в сутки. Его протяженность - около 200 километров. Однако большей части этой воды крестьяне не видят. Только на пути от Орто-Токойского водохранилища до села Быстровки теряется около 30 процентов живительной влаги. На пути от головного водозабора до крайней точки в Панфиловском районе - и вовсе все 50 процентов. Проблема в том, что канал Западный БЧК имеет земляное русло, что и затрудняет движение воды», - рассказывает начальник Чуйского областного управления водного хозяйства Руслан Девяткулов.

Еще больше проблем водникам добавили горные реки, которые также питают Западный БЧК. Всего их 6. Кроме самой большой водной артерии - реки Чу в западный БЧК также впадают Аламудун, Ала-Арча, Ысык-Ата, Сокулук и Кара-Балта. Но в этом году эти источники дают максимум 40 процентов годового объема воды. Причина, как ни банально и заезженно это звучит, в том, что не тают ледники.

«У горных рек есть свои особенности - цикличность и колебания. Только чуть-чуть похолодает, как воды в них становится меньше. Соответственно и в канал вода не попадает в нужном объеме. Вот и получается замкнутый круг», - объясняет Руслан Девяткулов.

Однако первый вице-премьер с доводами «главного водяного» области соглашаться не спешил. Мощный поток наводил совсем на иные причины отсутствия поливной воды в регионах. Даже если воды в реках нет, то случилось это отнюдь не впервые и не за один день. Крестьяне уже второй месяц не могут полить свои поля хотя бы раз.

«У наших рек есть цикличность. Каждые пять лет наступает сезон маловодья. Этот год самый тяжелый. Но проблема не в воде, а в отсутствии альтернативы. Нужно заранее планировать, что будете делать в маловодье и многоводье. А мы относимся к воде и поливу по принципу «как Бог даст», - отметил Тайырбек Сарпашев.

Обманчивый уровень

«Доверяй, но проверяй» - известная пословица. Вот и решено было проследить весь путь потока от водозаборного сооружения до Панфиловского района. Надо же, наконец найти ту точку, где вода попросту исчезает. Из восточной зоны Чуйской области отправляемся в западную - село Петровку на границу Московского и Жайылского районов.

Здесь уже ситуация менее радостная. Воды в Западном БЧК существенно меньше. Да и особого течения тоже не чувствуется. А специалисты отмечают, что даже видимый обычному глазу уровень обманчив. На самом деле воды еще меньше. Все дело в том, что дно канала заилилось, поэтому большую часть занимает обычная глина. Мутная жижа по берегам канала подтверждает слова специалистов.

alt

На месте раздела воды высоких гостей уже ждут местные жители. Каждый из них старается как можно больше рассказать чиновникам из правительства о своих бедах. Но беды эти отнюдь не новы. Подобные жалобы каждый день поступают в кабинет министров. В разговоре с сельчанами понимаешь, что, по сути, проблема даже не в отсутствии воды, а в отсутствии информации.

«Минсельхоз проиграл информационную кампанию за поливную воду, и люди заговорили о том, что воду продали в Казахстан. Самое главное - информация. Ее недостает. Даже сами распределители воды не владеют ей. А потом они и распространяют неверные сведения. В итоге среди людей растет недовольство. Когда будет совместное решение, тогда и не будет конфликтов. Нужно создать областной штаб и общими усилиями решать проблему», - сказал Тайырбек Сарпашев.

Капелька солнца

Проблемы с поливной водой возникают в Кыргызстане с завидным постоянством. С каждым годом крестьяне все болезненнее реагируют на подобные сюрпризы. Их можно понять: погодные условия в республике не меняются десятилетиями. Почему же тогда в прежние маловодные годы выход из ситуации находили, а сейчас они вынуждены нести миллионные убытки?

Чтобы разобраться в проблеме, не нужно быть большим специалистом по гидротехнике. Ответы лежат на поверхности. В советское время система полива была отработана практически до автоматизма. И безводные периоды тоже учитывались. Были бассейны суточного и дневного регулирования, резервные скважины, из которых можно было подавать подземные воды на полив в самый сложный период. За годы независимости Кыргызстан практически полностью растерял эти бесценные подарки.

«Имеющиеся водохранилища практически исчерпали свои ресурсы. 80 процентов резервных скважин законсервированы. Есть те, из которых вода течет самоизливом, но в большинстве она ушла глубоко под землю. Чтобы запустить скважины, следует установить глубинные насосы. Также необходима подача электричества. Правительство пообещало найти инвестиции на эти цели», - заметил в беседе с журналистами Руслан Девяткулов.

Отечественный кабинет министров просто фонтанирует различными идеями по улучшению жизни общества. Чаще всего нововведения у нас появляются после заграничных поездок министров. Вот и в проблеме полива сельхозугодий первый вице-премьер предложил обратить внимание на опыт Турции. «В Турции, например, открытый полив, вообще, законодательно запрещен. Там используют капельное орошение. При этом более эффективно используются водные ресурсы. К тому же урожайность повышается на 40 процентов, не вымывается почва. Мы сейчас ищем инвесторов, чтобы реализовать данную программу и в Кыргызстане. Можно, например, давать крестьянам оборудование для капельного орошения в лизинг. Давно уже пора использовать на практике современные достижения», - с воодушевлением отметил Тайырбек Сарпашев.

По его мнению, не нужно ставить новые трансформаторы возле резервных скважин с водой. Здесь тоже предложен альтернативный вариант - установить солнечные батареи. В правительстве уверены, что энергии солнца вполне хватит для того, чтобы поднять до должного уровня подземные воды и подать их на полив.

Чуйская пустыня

В самой сложной ситуации оказались жители Панфиловского района. Им достаются последние крохи поливной воды, если, вообще, достаются. Приезда начальства из Бишкека крестьяне семи сел нижней зоны Панфиловского района ждали с нетерпением. Здесь собралось более 50 человек. Всех волнует только один вопрос: куда делась поливная вода?

Оказалось, что здесь долгожданную влагу увидели лишь за пару часов до приезда первого вице-премьера. До этого некоторым фермерам удалось полить свои поля больше месяца назад. Конечно, говорить о должном объеме воды не приходится. Ее уровень в канале настолько низок, что она течет чуть выше водорослей. Из изначальных 35 кубометров в секунду, которые комиссия видела на головном водозаборе, скорость подачи снизилась до 1,4 кубометра в секунду.

«В нашем районе посеяно около 200 гектаров пашни сахарной свеклой. Многие брали кредиты, чтобы осенью рассчитаться с урожая. А какой будет урожай, если свекла больше на морковку похожа? Ее же поливать надо. Да и с зерновыми ситуация не лучше. Сейчас вот уборка началась, радуемся, если получим 1 тонну зерна с гектара. Те, кто уже убрал свои поля, получили по 300-400 центнеров с гектара. У меня, например, 25 гектаров земли. Я взял в УОС талон на полив еще 11 июня. Прошел ровно месяц, а воды я так и не дождался. А я ведь не первый в очереди, есть еще люди», - говорит местный житель Бауржан Куленбаев.

alt

В беседе с сельчанами выяснилось, что проблема с поливной водой в их районе связана отчасти с человеческим фактором. Всем воды не хватает, поэтому в соседних районах забирают на полив больше положенного. А в результате крестьяне Панфиловского района остаются совсем без воды.

«Вчера мы уже готовы были взять тяпки и пойти в другие районы, чтобы закрыть все задвижки. Мы хотим, чтобы вода поступила наконец-то и к нам. Нам сказали, что сегодня первый вице-премьер приедет, поэтому мы не стали акции протеста проводить. Начальство уже в курсе, может, решит проблему», - подчеркивают фермеры.

Как правительство будет решать возникшие проблемы, не совсем понятно. Пока что крестьянам пообещали создать областной штаб по контролю за поливом. Руководить штабом будет полпред главы кабмина в Чуйской области Канатбек Исаев. Штаб будет заседать каждый день, а раз в два дня докладывать о сложившейся обстановке в правительство. В состав штаба войдут также и правоохранительные органы. Чиновникам разных рангов предстоит организовать дежурство на главных точках водозабора канала Западный БЧК, чтобы не было несанкционированного полива.

«В ближайшее время будет назначено служебное расследование по факту отсутствия поливной воды в Чуйской области. В частности, будут проверяться жалобы крестьян на то, что в весенний период чиновники вовремя не заполнили водохранилища. Итогом расследования станет как минимум освобождение от занимаемых должностей виновных в срыве полива. Сейчас будут применяться жесткие меры к тем, кто незаконно распределяет воду. Будут возбуждаться уголовные дела», - отчитался Тайырбек Сарпашев.

Ну а крестьянам пока остается только надеяться на то, что свои обещания правительство выполнит. А еще на то, что к вечеру вода в Западном БЧК не иссякнет, ну и что дождик хороший прольется над полями.

alt

Бизнес