07:45
USD 87.45
EUR 91.15
RUB 0.88
Репортажи

Детство за решеткой

Начало лета в нашем сознании традиционно связано с Днем защиты детей. В этот замечательный праздник ребятне дарят подарки, устраивают им развлечения в парках, концерты, бесплатный показ мультиков. Вскоре шумные акции стихают или вовсе заканчиваются, и редко кто знает, что 4 июня отмечается другая международная дата, тоже посвященная детям - невинным жертвам агрессии. Малыши, о которых пойдет речь, уж точно ни в чем не виноваты, но лишения испытывают с самого раннего детства. А лишены они свободы, как и их матери, осужденные за преступления.

В колонии №2 сегодня живет семеро ребят. Большинство из них родилось уже в тюремных стенах. Пускать иных посетителей кроме родственников не положено, однако в честь 1 июня начальство разрешило вручить детям подарки, собранные неравнодушными горожанами.

Единственная женская тюрьма в Кыргызстане находится неподалеку от Бишкека. Примечательно, что женщины там не носят униформу. Около половины из них работают на различных производствах при колонии - в текстильной мастерской, в пекарне или на птицефабрике.

Колония представляет собой ряд малоэтажных ветхих строений, в которых размещены жилые помещения, а также блок для больных туберкулезом, отдельный блок для девочек и блок матери и ребенка.

По словам начальника исправительного учреждения Мирбека Минбаева, хоть обитатели этого блока и стараются содержать его в порядке и чистоте, техническое состояние оставляет желать лучшего.

- Сюда часто попадают женщины с маленькими детьми и беременные. У нас есть санитарная часть, где есть и гинекологи, и акушеры, они наблюдают за состоянием будущих мамаш. Кроме того, колония закреплена за поликлиникой в Пригородном. Женщины там стоят на учете. Ну а рожать отвозим в Чуйскую областную больницу.

- До какого возраста детки могут находиться с матерью?

- Закон позволяет оставлять ребенка вместе с мамой до трех лет. Если же срок у матери вот-вот заканчивается, остается несколько месяцев до освобождения, мы стараемся найти средства, чтобы малыша никуда не переводить. В противном случае ребенка передают его родственникам или устраивают в специальные госучреждения, но связь мамы с детьми стараемся поддерживать. Например, ежемесячно привозим ребятишек из Беловодского детдома на свидания. За два года, которые я здесь работаю, какие бы преступления женщины ни совершили, не видел, чтобы хоть одна мать отказалась от своего ребенка...

- А на что их содержат? Государство выделяет средства?

- Каких-то финансовых или иных средств, выделяемых специально на содержание детей в колонии, не предусмотрено. Заключенные мамы стоят на довольствии, как и все осужденные. Однако их обеспечение выше нормы, уже с учетом ребенка.

- А какие есть проблемы?

- Мы стараемся следить за тем, чтобы питание соответствовало нормам, установленным Минздравом. Крупы в достатке, молоко каждый день. На территории колонии есть свое подсобное хозяйство. Проблемы в основном с памперсами, с ползунками - их приходится шить самим. На нашей же швейной фабрике отшивается все необходимое - постельное белье и вещи. Проблем, в принципе, нет, так как активную помощь все время кто-нибудь оказывает - то какие-то частные лица, то НПО, то религиозные организации. Такого, чтобы ребенок у нас ходил босой и голодный, никогда не было.

- Время пребывания мамы и ребенка ограничено?

- Стараемся, чтобы все 24 часа в сутки они были вместе.

- Это такие привилегии?

- Можно и так сказать. В основном мамочки занимаются детьми. Посещение каких-то воспитательных мероприятий - по желанию, даже подъем в полседьмого утра для них необязателен. Какой подъем может быть в 6.30? Ребенок, может, всю ночь не спал, плакал, к утру только задремал. Ну как мать заставить вставать? Право на труд оставляем: если хотят работать и что-то зарабатывать - пожалуйста. Но не заставляем.

- А наличие ребенка может поспособствовать досрочному освобождению?

- Конечно, в первую очередь стараемся, чтобы под амнистию подпадали мамочки, у которых есть маленькие дети. Но не подпадают осужденные за тяжкие и особо тяжкие преступления - по таким статьям, как 247, 310, 166. Есть мамочка, которая вот уже три раза не может пройти комиссию. Нам никак не удается убедить, что она встала на путь исправления и уже не та молоденькая девчонка, которая еще какие-то 5-6 лет назад возила наркотики. Уже сколько раз писали характеристику о том, что у нее хорошее поведение и она образцовая мать...

Сегодня в колонии содержится более трехсот женщин. По данным Международного центра тюремных исследований на сентябрь 2013 года, в Кыргызстане треть женщин-заключенных отбывают наказание за преступления, связанные с наркотиками. Наша страна расположена на одном из основных маршрутов транзита наркотиков из Афганистана, женщины часто привлекаются к сбыту и перевозке запрещенных веществ. Впоследствии добиться для них амнистии бывает очень трудно. В Кыргызстане это преступление карается лишением свободы на срок от четырех до восьми лет.

С пустыми руками к малышам, заточенным в неволе, никто не приезжает. Администрация и мамы поблагодарили за подарки. Как вы поняли, на трудности жизни руководство особенно не жаловалось, но раз уж речь зашла об оказании помощи и внимании СМИ, начальник колонии Мирбек Минбаев упомянул о ветхости дома ребенка. «Здание - 50-х годов постройки, каждый год белим-красим, а оно все сыплется. Нормальное отопление провести не удается, стены настолько старые, что на них невозможно повесить батареи из-за их большого веса. На строительство здания (а заодно и санчасти) требуется около $100 тысяч».

Осужденная Хафиза находится в колонии с 2011 года. По какой статье отбывает срок, рассказывать не стала. Дома в Оше ее ждут муж и четверо детей. Уже в местах лишения свободы родила дочку Мадину. «Я сейчас ухаживаю за ребенком, не работаю, мамочкам это разрешают. Условия хорошие, и кормят неплохо. В общем, пожаловаться не могу», - сказала она. На вопрос, чего не хватает, она отвела мокрые глаза и ответила: «Свободы».

Хочется думать, что свобода ей нужна потому, что душа болит как за четверых оставленных дома, так и за маленькую Мадину, с которой, когда той исполнится три года, ей тоже придется расстаться. Свобода нужна, чтобы растить своих детей, а не вновь приниматься за старое, как, к сожалению, часто бывает.
Бизнес