Заниматься коммерческой деятельностью бывает проще и выгоднее, чем производством. В условиях дикого капитализма одни всеми силами стараются нажиться на других, и от действий коммерсантов порой страдают простые потребители. На такие случаи в Кыргызстане есть соответствующий закон, однако работает он далеко не всегда. К проверяющим органам накопились претензии, например, некоторые критикуют Государственное агентство антимонопольного регулирования. Но там стремятся доказать, что работают. Сегодня в Бишкеке провели мониторинг торговых объектов и узнали, соблюдается ли у нас Закон «О защите прав потребителей».
Новому поколению неведомо чувство из эпохи дефицита, когда приходил в гастроном и видел пустые полки. Сегодня магазинов в Бишкеке великое множество. Бери, что хочешь и сколько хочешь. Главное - плати. Казалось бы, при высокой конкуренции особенно важно заботиться о своей репутации. Однако те, кто дорвался до прибыльного бизнеса, прежде всего думают о выручке.
Приехали в относительно новый супермаркет в центре столицы. Встретил сам замдиректора! Ходит по рядам и показывает: здесь у нас лежит колбаса, там - мороженое. И все, мол, хранится в чистоте. Журналисты волнуются - как бы не превратить сюжет в рекламу.
Одно из самых частых замечаний проверяющих - маркировка товаров. Нужно, чтобы потребитель мог на русском и кыргызском языках получить сведения о производителе, сроках хранения, составе товара и тому подобное.
Проверяющий показывает лапшу в стакане и тюбик зубной пасты. Что на них написано, понять невозможно (если только вы не разбираетесь в иероглифах).
- С этим товаром работаем недавно, - волнуются представители магазина. - Все исправим.
Председатель общества по защите прав потребителей «Манас» Лариса Якубенко - кладезь полезной информации. Помнит, какие требования к товарам были раньше, и с горечью отмечает множество нынешних недостатков.
- Поглядите - фарш, - показывает она. - По санитарным нормам он должен храниться не дольше трех часов. А лучше так: вы приходите, выбираете кусок мяса, и из него при вас делают фарш. Кстати, на товарах надо писать и нетто, и брутто. Вы ведь покупаете продукт, а не упаковку, и должны знать чистый вес приобретаемого товара.
- А где вы сами закупаетесь? - спросил я. - В магазинах или на рынках?
- Везде могут быть нарушения. Придя за покупками, сразу вижу нарушения.
Кстати, супермаркеты, которые мы посетили, были предупреждены о мониторинге заранее. Им сообщили, что проверяющие придут с журналистами, не указав лишь конкретную дату визита. Были случаи, что работников СМИ на территорию торговых объектов не пускали, и случались стычки с охраной.
Следующий магазин - представитель одной из сетей супермаркетов.
Проверяющий держит в руках упаковку яиц, срок годности которых скоро истекает.
- Куда девается товар, если его не продадут до указанного срока? - спрашивают у представителя магазина.
- Возвращаем его производителю! - заверила она.
Взяли банку томатной пасты (а может, это была какая-то другая смесь красного цвета). На этикетке - описание товара на всех более-менее популярных языках, кроме русского и кыргызского. Даже на венгерском есть!
- Вот выучу венгерский, тогда и куплю, - решил я.
Один из самых внимательных инспекторов - представитель Госинспекции по ветеринарной и фитосанитарной безопасности Тимур Соронкулов. Остановился возле холодильной витрины с колбасой и рыбой и внимательно смотрит. С передней стороны витрина застеклена, а с внутренней открыта.
- Почему холодильник открыт? - удивился инспектор. - Должен быть закрыт герметично. А вот этот лещ, по-моему, залежался. Явно несвежий продукт. Грибы маслята на себя не похожи. Чувствую, много тут нарушений.
Вначале представителей торгового объекта устно предупреждают и требуют устранить нарушения. Затем, если понадобится, уведомляют письменно. И если не устранят после всех предписаний, магазин могут оштрафовать.
Третий объект - крупный супермаркет в небольшом отдалении от центра города. Там тоже есть холодильные витрины, но закрытые с обеих сторон.
- Вот здесь нарушений нет! - радуются специалисты.
Нам показали помещение, куда доставляют товар с истекшим сроком годности. Вон старые шоколадные яйца, вон соки в бутылках... Можно было продать их по более низкой цене и увеличить прибыль за счет товарооборота. А теперь придется возвращать поставщику.
Приехали в еще один супермаркет, представляющий часто критикуемую сеть торговых точек. Как это часто у нас бывает, помещение расположено на первом этаже жилого дома. Внутри тесно.
- Я тут часто бываю, и вы, конечно, немало сделали, узнав о предстоящей проверке, - заметила Лариса Якубенко в разговоре с представителем магазина. - Но налицо нарушение товарного соседства. Молочные продукты лежат рядом с овощами и мыломоющими средствами. Так не положено.
- В СМИ не хватает информации о защите прав потребителей, - отметила Лариса Якубенко. - Давным-давно говорится о нарушениях, проводятся рейды, а воз и ныне там. Раньше боялись, и если появлялись публикации о чьих-то нарушениях, то виновников сразу снимали с должности.
Я облизнулся, увидев в руке у проверяющего брикет с халвой. Он тоже решил, что это восточная сладость, пока не прочитал надпись на наклейке: «Филе сазана». Срок годности товара еще не истек, тем удивительнее его внешний вид.
- Разве бывает рыба серого цвета? - удивился Тимур Соронкулов.
Проверяющие оставили немало записей в своих блокнотах и сделали ряд замечаний. Посмотрим, насколько ответственно подойдут в магазинах к работе над ошибками. Можно призвать простых покупателей быть бдительными и оставлять жалобы в Интернете. Многие так и делают и очень помогают при выборе магазина.
Хорошо бы проводить такие рейды и в небольших киосках, расположенных вдоль дорог и в микрорайонах. Если уж в крупных супермаркетах встречаются нарушения, то там и подавно: покупателей обсчитывают, обвешивают, завышают цены, продают товар с превышением срока годности... А люди терпят, потому что магазин удобно расположен, и ему нет альтернативы. При этом многие не знают о своих правах, и им остается руководствоваться опытом и интуицией.