Ситуация на дорогах в столице давно вызывает озабоченность горожан и инспекторов ГУБДД. Но если первые связывают дорожную аварийность со слабой работой гаишников, то последние объясняют ее безответственностью автовладельцев. Пока идут споры, в городе с каждым днем увеличивается количество ДТП и человеческих жертв в авариях. В числе нарушителей и сотрудники силовых структур, которые, пользуясь своим служебным положением, с цинизмом нарушают Правила дорожного движения. Громкие инциденты на дорогах с участием обладателей «корочек» давно превратились у нас в привычное и обыденное явление.
Поставить крепкий заслон столь не радужной тенденции решилось руководство Главного управления безопасности дорожного движения. Накануне ГУБДД во главе с начальником Талантбеком Исаевым провело ночной рейд на улицах столицы.
Не для галочки
В 21.00 во внутреннем дворе УБДД ГУВД города Бишкека многолюдно. На плацу весь личный состав организации и дополнительные силы. По словам начальника центра учета, анализа и профилактики ГУБДД МВД Елены Аильчиевой, в рейде принимают участие около 100 человек. «В проверке задействованы силы УБДД ГУВД города Бишкека, Чуйской области, центральный аппарат и спецрота. Всего 27 экипажей, в каждом по 3 человека. В состав некоторых групп вошли представители общественности: блогеры, добровольные помощники, сотрудники СМИ, - рассказывает Елена Аильчиева. - За экипажами также закреплены сотрудники собственной безопасности МВД. Это для выявления и пресечения нарушений, допущенных сотрудниками ОВД. Дополнительно привлечены силы спецназа - на случай грубого неподчинения и угрозы физического воздействия».
Тем временем на плацу появляется глава ведомства Талантбек Исаев и раздается команда «смирно». Начальник ГУБДД напомнил, что к участию в рейде привлечены сотрудники УБДД по Чуйской области. «Увидите, какой беспредел творится в городе ночью. Пусть люди знают, как их дети ездят пьяными по городу, а руководители силовых структур - как нарушают правила их сотрудники. Наша задача - сбить рост ДТП. Как начали рейды проводить, ДТП со смертельным исходом уже не случаются», - отметил Талантбек Исаев.
Главный автоинспектор страны призвал подчиненных работать плодотворно и принципиально. «Не брать в руки никаких телефонов и не говорить ни с кем! Визитки забирать и оформлять протокол на месте. Если машина частная и нет спецразрешения, то снимать тонировку и сдавать рапорт. Если имеется техталон оперативного прикрытия, но номера частные, отпускайте. Служебные машины ГКНБ, прокуратуры не трогать. Если машина частная и разрешение подписано мною или моими заместителями, то изымать его», - провел свой инструктаж глава ГУБДД, и все быстро разбежались по машинам.
Ой, Мороз, не штрафуй меня!
Мне выпало ехать в патрульной машине начальника дорожно-патрульной службы МВД. Олег Мороз работает в органах более 20 лет, из которых 15 - в ДПС. «Рейды мы проводим один-два раза в неделю. В основном в выходные дни. Все зависит от состояния аварийности и обстановки на дорогах, - рассказывает по дороге начальник ДПС. - Сейчас будем выявлять тех, кто управляет автотранспортом в нетрезвом виде, ездит с тонированными стеклами, без госномера».
Олег Мороз только недавно вернулся из командировки в Азербайджан, где набирался полезного опыта у коллег. «Там я не видел ни одного ДТП за время своего пребывания! В их стране культура вождения очень высокая, в отличие от нас. В этом помогает видеонаблюдение. Видеокамера дисциплинирует и беспристрастно фиксирует правонарушителей», - говорит он.
Подъезжаем к закрепленному за нашей группой участку возле ЦУМа. На месте уже несколько экипажей, в том числе из внештатных сотрудников ГУБДД. О том, что район ЦУМа - один из самых сложных участков, автоинспекторы знают хорошо. Здесь идет интенсивный поток автотранспорта в дневное и ночное время. И эта ночь не стала исключением.
Взмах волшебной палочки в руках губэдэдэшников - и останавливаются любые авто, невзирая на модели и номера. Основанием для этого служит тонировка лобового стекла. Как показали реалии, таких нарушителей очень много, и все, как на подбор, сотрудники самых разных правоохранительных ведомств. Особо ретивых успокаивали прибывшие на место работники службы собственной безопасности МВД. С такими водителями они особо долго не церемонились, а заставляли их писать объяснительные. Мол, почему у них нет спецразрешений или отсутствует при себе командировочный или путевой лист?
Был и экстрим: пришлось даже погоняться за злостными нарушителями, которые никак не подчинялись требованиям остановиться. С такими разговор был, как правило, коротким. Зато продолжительными были уговоры проштрафившихся водителей поговорить по сотке с их покровителями. Олег Мороз своим примером показал коллегам, как надо реагировать на эти просьбы: просто их игнорировать. За неполные полчаса в центре столицы сотрудники ГУБДД оформили пять протоколов в отношении нарушителей, а машины отправили на автостоянку. Неплохой «улов», однако.
Человек на борту!
Кульминацией ночного рейда стало задержание водителя, которого пришлось эвакуировать вместе с машиной. Его «отважность» была подогрета изрядным содержанием алкоголя в крови. Мчась на бешеной скорости по площади Ала-Тоо, он чуть не сбил двух инспекторов ГУБДД, которые пытались его остановить. По команде был объявлен план «Перехват», в результате злоумышленнику сбежать не удалось. Он был заблокирован рядом с площадью возле здания «Илбирс».
Прибывшие на место задержания опергруппы во главе с начальником ГУБДД Талантбеком Исаевым безуспешно пытались вступить в контакт с автовладельцем, который заблокировался изнутри. После длительных переговоров было принято решение вызвать эвакуатор и отвезти авто вместе с водителем на штрафстоянку.
Там после длительных переговоров по телефону водитель сдался и вышел из машины. Им оказался внештатный сотрудник силовых структур, который находился в состоянии сильного алкогольного опьянения. Молодого человека отвезли в наркодиспансер для освидетельствования. Ему грозит лишение водительских прав на срок до 2,5 года за вождение в нетрезвом состоянии и неподчинение сотрудникам. В любом случае эту поездку на эвакуаторе он запомнит надолго. Да и по признанию самих работников ГУБДД, это беспрецедентный случай, когда автотранспорт эвакуируют вместе с автовладельцем. Но главное, чтобы эта ночь надолго запомнилась всем нерадивым водителям, тем, у кого отобрали права и отправили их машины на штрафстоянки. Пусть размышляют. Времени у них для этого будет предостаточно.