Начался учебный год, и пассажиропоток в столице значительно увеличился. Основным видом общественного транспорта в Бишкеке по-прежнему являются микроавтобусы, многие из которых находятся в аварийно-опасном состоянии. В начале сентября власти объявили месячник по контролю за его работой. Столичные службы обещали подойти к делу предельно серьезно и, чтобы обеспечить прозрачность проверок, пригласить журналистов. Прошло несколько дней, и бывалый пассажир, корреспондент ИА «24.kg» отправился в рейд вместе с транспортной инспекцией.
Ранним утром подхожу к мэрии. Начальник Управления городского транспорта Зайытбек Назырынбеков дает указания подчиненным: работать ответственно, без снисхождения к нарушителям. Журналисты немножко опаздывают. Транспорт плохо ходит!
Наконец расселись по легковым автомобилям, и в путь. Выбрано три конечных точки маршрута: в районе рынка «Дордой», в новостройке «Арча-Бешик» и в микрорайоне «Аламедин-1». Добираться довольно далеко, да и утренние пробки затрудняют движение.
- А сопровождение будет? - озаботился один журналист, не знакомый с методами конспирации.
- Нет. Это же рейд!
Организаторы учли опыт предыдущих рейдов, когда ватагу журналистов возили на большом автобусе. Подъезжает такой на место, и все нарушители вмиг разбегаются.
В микрорайоне «Аламедин-1» заходим в контейнер, оборудованный под контрольно-диспетчерский пункт. Внутри - рукомойник, чайник, листовки «Что вы должны знать о туберкулезе» и о вреде наркотиков. Висят тут неспроста!
За столом отдыхает врач-нарколог. Его должны посетить все водители перед выездом в рейс. Видали хоть раз поддатых шоферов? Значит, это нарколог плохо сработал.
- Вот одноразовый стакан для анализов, вот тонометр, - показывает врач. - Утром водитель должен получить от меня и от механика печать о допуске на работу. Затем идет к диспетчеру.
У диспетчера, сидящего в соседней комнате, на столе увесистая тетрадь с пометками о количестве рейсов и графиком движения. Пытаемся взять у нее интервью. Молчит, будто воды в рот набрала. Потом решила позвонить начальству за указаниями. Создалось впечатление, что о рейде тут и не слыхивали. Но ведь о нем было заявлено во всеуслышание перед главами фирм-перевозчиков еще до начала месячника!
- Посмотрите: на конечном пункте маршрута нет санузла, нет водопровода. Куда водители ходят в туалет? - озадачился один инспектор. - Непорядок!
Переключились на проверку микроавтобусов. У маршрутки №216 кузов поражен коррозией, ободрана крыша. А главное - из десяти необходимых сидений на месте только восемь. Два кресла убрали, чтобы увеличить вместимость салона. Работники транспортной инспекции составили протокол и забрали у водителя путевой лист и график работы.
- Пока не исправите нарушения, не вернем, - предупредили они.
- Это вымогательство. Не дам вам ничего! - не разобрался в ситуации водитель.
- Какое вымогательство? Соблюдайте закон!
Вышли мы на остановку и стали тормозить всех подряд. Пассажиры на работу опаздывают? Подождут. Ведь безопасный проезд в их интересах.
- В Бишкеке более трех тысяч микроавтобусов, - сообщил начальник отдела технического надзора УБДД ГУВД столицы Омурбек Бейшекеев. - К сожалению, транспорт старый. Но другого нет. Усугубляют проблему плохие дороги в новостройках. Автобусы и троллейбусы туда не ходят, вся надежда на маршрутки. В течение месяца мы хотим хоть немного улучшить их состояние.
Поймали! У водителя микроавтобуса №219 нет лицензии на перевозку пассажиров. И как его только выпустили в рейс?
- Сегодня вы на линию больше не выйдете!
- Да есть документы, есть!
- Где?
Опустил голову.
А вот еще один микроавтобус. Тщательно проверили, и... ничего. Все в порядке. Редкий случай!
- В салоне не курят. Не грубить! Музыку громко не включайте! - на всякий случай сказал инспектор гордому водителю.
Не забыли мы и о троллейбусах. На конечной стоят два стареньких ЗИУ-9 маршрута №9. Внутри женщина пол моет.
- Вы меня не снимайте! - сказала она сразу, но затем спохватилась. - Помогите разобраться с наглыми частниками. Устроили парковку на стоянке троллейбусов, никакой управы нет!
- Это надо гаишникам жаловаться.
А вот и водитель троллейбуса.
- Небритый, нечесаный, - заметила работница, - что ж ты так? Ведь опрятный водитель - одно из требований перевозки.
Но троллейбус у него хороший. На нем я и вернулся в офис. Всяко безопаснее, чем на микроавтобусах.
Насколько эффективен будет месячник, мы узнаем уже в октябре. Однако опыт прежних лет подсказывает, что до позитивных изменений в этой области очень далеко.