Извечная проблема Бишкека - дороги и их состояние. В последнее время к ней присовокупилось и отсутствие дорожной разметки. Водителям без нее приходится ездить наугад. Правда, не все так удручающе.
За год муниципалитет прокладывает несколько дорог, зачастую позже он заставляет подрядчика переделать работу из-за ненадлежаще выполненного заказа. Вот и сегодня мэр Бишкека Иса Омуркулов решил с дозором обойти свои владения, захватив с собой журналистов. Пресс-тур начался с новостроек «Бакай-Ата» и «Алтын-Ордо», где строятся новые дороги. Здесь же работает передвижная лаборатория, которая производит замеры толщины дорожного покрытия. По проекту она должна быть не меньше 9 сантиметров, в противном случае подрядчик будет обязан за свой счет устранить недоработку. Следует отметить, что ОсОО «Аздель» прокладывает трассу протяженностью 1,2 километра в «Бакай-Ате» с 2011 года.
- В прошлый раз меня не устроили ни качество, ни сроки. Поэтому пришлось перенести работы на 2012 год, - рассказывает градоначальник. - Визуально дорога построена неплохо, но окончательное решение будет вынесено после завершения лабораторных испытаний.
- Будет ли наказан подрядчик? - интересуются журналисты.
- Обязательно. Это отразится на его материальном состоянии. Он обязан привести участок в соответствие со стандартами, иначе мы не примем его работу.
- Претензии будут предъявляться только исполнителям или контролирующим органам тоже? - спрашиваю у мэра.
- Таких руководителей будем снимать с работы. Уже уволено несколько человек. Я не собираюсь с ними сюсюкаться. Работа есть работа, и она должна быть качественной.
По словам вице-мэра Бишкека Торобека Имашова, фирмы, не качественно выполнившие заказ мэрии, включаются в «черный» список, и в течение трех лет они не будут иметь права участвовать в тендерах.
- Дорожные работы в новостройках начались только с 2010 года. Раньше на дорогах здесь было только гравийное покрытие. Но оно быстро продавливается, и получается, что мы выбрасываем деньги на ветер. Теперь будем укладывать асфальт, уделяя особое внимание качеству, - говорит он.
В «Алтын-Ордо» дорожные работы кипят. Подрядчик ОсОО «Технотоп» Евгений Тимошенко признается, что не ожидал приезда градоначальника. Тут же для него произвели замеры толщины дорожного полотна, однако она оказалась меньше необходимого показателя. У строителей еще есть время исправить погрешность, так как сдача дороги в эксплуатацию запланирована на конец сентября. К концу 2012-го в жилмассиве появятся дорожное освещение, разметка и мост, соединяющий улицу Центральную с Горького. Пока все это в планах.
Зато в Бишкеке недостатков на дорогах хоть отбавляй! Следующим пунктом осмотра становится правительственная трасса - проспект Мира. Это единственная улица, за которой тщательно следят, но и на ней мэр нашел недостатки.
Дорожная разметка на спецтрассе нанесена меньше месяца назад, но уже едва заметна. Менеджер подрядной компании «Эксперт Мастер Строй» Константин Каракин, почти стоя на коленях перед Исой Омуркуловым, возится на дороге.
- Выходит, чтобы увидеть дорожную разметку, ее нужно отмыть? Думаете, горожане будут этим заниматься? Не прошло и месяца, а линий не видно. Кроме того, они изначально были неровными. Разметка должна быть не шире 10 сантиметров. Дайте линейку, будем замерять, - распорядился градоначальник. Но ни у кого ее не нашлось. Тогда он старым дедовским способом с помощью спичечного коробка вычислил ширину разметки. Увиденное его не обрадовало, и он приказал подрядчику исправить положение. Но тот упорно оттирал грязь с асфальта, уверяя, что разметка нанесена по последней технологии.
- Невооруженным взглядом видно, что качество очень плохое. Сколько можно тереть? Ты сейчас оставшуюся краску сотрешь, - говорит Иса Омуркулов.
- Мы не можем использовать много краски, иначе она растечется по дороге. Если бы мы делали разметку термопластом, она прослужила бы дольше. Но мэрия заказала именно такую разметку, - не унимается подрядчик.
- Термопласт - дорогое удовольствие. Мы стараемся делать работы на те средства, которые выделили из бюджета. Тут изначально не было много краски. Видишь, трещины даже не заполнены, - замечает мэр и тоже принимается оттирать асфальт.
Вот такая у градоначальника нелегкая работа! Раз нет денег на качественные материалы, то приходится выкручиваться из положения и лично браться за тряпку, чтобы доказать: здесь когда-то была разметка. А ведь еще несколько лет назад линии на дорогах Бишкека наносили по усовершенствованной технологии. И деньги на эти цели были заложены в бюджете, и подрядчики более ответственно подходили к заданиям. Может, просто мэр был другой?