В детских интернатных учреждениях республики, по официальным данным, воспитывается около 11 тысяч ребят. При этом более 80 процентов из них имеют хотя бы одного родителя. Ежемесячно государство выделяет на воспитанника от 7 до 11 тысяч сомов, из которых на питание доходит лишь 65 сомов в сутки. Если помогать финансово уязвимым семьям, то социальных сирот станет значительно меньше, уверены чиновники.
Накануне деятельность специализированных детских учреждений Чуйской области инспектировала вице-премьер-министр КР по социальным вопросам Гульнара Асымбекова с представителями министерств образования и науки, здравоохранения, социального развития.
Первой значилась Краснореченская школа-интернат для умственно отсталых детей-сирот. По словам директора учреждения Мээрим Мадияровой, рассчитано оно на 370 детей, но воспитывается всего 128. Практически на двух детишек приходится по сотруднику. На момент визита в интернате было не более 30 ребят: остальные уехали в летний оздоровительный лагерь. Чтобы как-то занять детей до приезда опаздывающих из-за заседания правительства чиновников, им раздали цветные карандаши и альбомы. Терпения хватило ненадолго, и они стали расспрашивать журналистов.
- А вы комиссия или гости?
- Вы к нам надолго? А то мы тоже хотим в лагерь!
- А мужчина в белой рубашечке - это Бабанов?..
- Дети обучаются по вспомогательной программе, основное направление - трудовая подготовка. На базе 25-го лицея в Ысык-Атинском районе мальчики обучаются штукатурному, столярному, сапожному, поварскому делу, девочки - чаще на швей и санитарок. Там студентам предоставляют общежитие, стипендию, мы помогаем ребятам, пытаемся найти каждому опекунов, попечителей, устроить в семьи, но в основном выпускников забирают родственники, - говорит Мээрим Мадиярова. - Ежегодно мы выпускаем около 16 человек, в том числе 4-5 круглых сирот.
Сколько сирот удалось пристроить в семьи за годы работы, директор сказать не смогла, но отметила: сотрудники прилагают все усилия, чтобы дети не остались без крыши над головой. Однако официальная статистика говорит свое: несмотря на то, что сиротам по законодательству должны предоставлять государственное жилье, еще ни один за последние годы не получил и комнату. Стоит вспомнить одного из воспитанников Краснореченского интерната Игоря Беляева. После многочисленных обращений в министерства и ведомства ему выдали участок в пригороде! Сможет ли парень построить что-нибудь без государственной помощи?
- Посмотрите, что я нарисовал! - просит мальчишка по имени Сережа. - Вот здесь осень, а там весна, птички летают.
- Он очень способный. Отрывки из эпоса «Манас» рассказывает! Долго разучивали, правда, - отмечает педагог Чолпон Карабалаева. Она признает, что работать с такими детьми нелегко: они трудно адаптируются, в период обострения болезней не слушаются, становятся агрессивными.
- В работе с такими детьми нужна осторожность и ласка, - подчеркивает воспитатель.
А вот и проверяющие прибыли, две девочки в национальных нарядах встречают их хлебом-солью. Для начала чиновников провели в учебный корпус, отремонтированный на средства USAID.
- Это указки или дубинки? - вдруг спрашивает и.о. министра соцразвития Эдиль Байсалов.
- А обед нам не покажете? - добавляет Гульнара Асымбекова.
- Обед съеден, но можем показать меню, - отвечает директор школы.
- Почему тогда ужин не готовите?
- Так дети в лагерь уезжают, - оправдывается Мээрим Мадиярова. - Пройдемте, спальный корпус осмотрим...
Но и тут члены правительства оказались не удовлетворены: полы в комнатах недавно покрасили, и краска еще не подсохла.
- Так можно на цыпочках! - предложил кто-то воодушевленно.
- Да-да, на цыпочках, - сразу соглашается директор.
Чиновники решили все-таки пожалеть труд маляров.
- Вы же знали, что мы приедем! Обычно нас предупреждают о ремонте. Может, вам есть, что скрывать? - предполагают члены комиссии.
Вразумительного ответа не последовало. Но часть детских спален им все же показали. Везде порядок, кровати аккуратно заправлены, как в армии. Ни одной лишней вещички, книжки, словно и не дети здесь обитают. Захотелось Асымбековой заглянуть в шкаф. А там пусто!
- А где вещи ребят?
- Часть при них, остальное - на складе!
- Так пойдемте на склад, я хочу убедиться, что здесь живут дети, - не унимается вице-премьер-министр.
- Кастелянша в отпуске, но мы сейчас ее вызовем...
- Сейчас время тихого часа, почему дети не спят? - звучит очередной вопрос.
- По распорядку дня, сончас с 16.00 до 17.00.
- Что-то поздновато, практически перед ужином, - негодуют приезжие. - И где же тогда сами дети?
А ребята ждали гостей возле спортзала, переоборудованного на время ремонта в комнату отдыха. Дружно поздоровались и наперебой стали отвечать на вопросы.
- На обед была лапша и рис с подливой.
- А конфеты дают?
- Да! - хором говорят ребята.
- Ой, не верю, а фантики где? - вновь спрашивает Гульнара Асымбекова.
- А мы уже съели! - не растерялись подростки.
Сладости дети, действительно, получили, угощенье привез сотрудник отдела аппарата правительства.
- А вот здесь мы DVD смотрим, мультики разные, - рассказывают мальчишки.
Рядом с телевизором разложены упаковки DVD-дисков, большинство из которых оказались пустыми. Судя по названиям, дети смотрят не только безобидные мультики. Тут и фильм «Ярость», серия триллеров, в том числе «Мужчины, которые ненавидят женщин», «Маньяки», фильмы «Катастрофы планеты». Весьма своеобразный выбор, надо признать.
- Сегодня мы приехали не для того, чтобы искать что-то плохое, выискивать длинные указки в классах или дурные фильмы, - предупредила вице-премьер-министр. - А для того, чтобы сделать анализ. Есть детские интернаты, где на 49 детей приходится 45 сотрудников. Вот здесь, считается, что учатся умственно отсталые дети. А кто поставил этот диагноз? Не боитесь ли вы, что кто-то сюда случайно попал? Девочки, которые нас встречали, выглядят вполне нормально...
- Они недавно поступили, будем проводить соответствующую работу, - отвечает директор школы.
- Нельзя ли интегрировать некоторых детей в обычные школы? Ведь нельзя их списывать, ставить клеймо. Нужно дать шанс, чтобы они росли в нормальной атмосфере, как полноценные детишки, - интересуется и.о. министра соцразвития.
- У нас ведь вспомогательная программа, - тихим голосом напоминает Мээрим Мадиярова.
...Дмитриевская школа-интернат также не полностью заполнена. На 112 детей приходится 53 сотрудника. Асымбекова предложила руководству учреждения проработать варианты перепрофилирования зданий. Может, открыть детский сад: потребность в них по стране большая. Или пансион для одиноких стариков. А может, выездные лагеря для детей.
- В общем, скажите, чего не хватает в районе, будем работать вместе, - призвала вице-премьер-министр. - Давайте платить фостерным семьям ежемесячно по 8 тысяч сомов, которые государство тратит на детей. Если приемные родители возьмут троих, в месяц сумма выплат составит 24 тысячи сомов! Зато дети будут расти в семье.
Контролировать такие семьи (вдруг, детей там будут обижать или эксплуатировать), по ее словам, будет само общество, соседи.
- Сейчас выстраивается очередь желающих открыть фостерную семью. Детей в семьи будем отдавать на конкурсной основе. Минсоцразвития проконтролирует, как за ними ухаживают в семье. Если одни родители не справятся, подберем других. В настоящее время разрабатываются механизмы перевода детей. Часть интернатов находятся под ведением Минобразования, часть - Минздрава, еще часть - Минсоцразвития. Главное, чтобы перевод шел плавно и правильно, чтобы никто из детей не остался на улице, - заверила Гульнара Асымбекова.
Задумки властей, конечно, неплохие. Тем более об адресной поддержке малоимущих семей и фостерных семьях говорится уже давно. Может, и перейдут от слов к делу?