Как известно в народе, причем не только в России, но и в Кыргызстане, существуют две извечные беды: дураки и дороги. При этом к первой беде относят чиновников, которые ездят по второй проблеме. И такой круговорот может длиться вечно до тех пор, пока чиновничья рать не начинает решать насущные вопросы народа. И связаны они с тем, с чем ежедневно сталкиваются граждане, срываясь при этом матом, - дорогами.
К дорожным проблемам столицы власти наконец-таки подошли на государственном уровне. Если в предыдущие годы их решали силами бишкекской мэрии, то в этом году к острому вопросу подключилось правительство. Благодаря турецкому гранту и кредиту в $106 миллионов. Из этой суммы выделено $30 миллионов на улучшение столичной инфраструктуры и дорог.
На что и куда пойдут деньги, решил сегодня лично убедиться премьер-министр Омурбек Бабанов. Для этого он выехал в город, чтобы ознакомиться с теми участками дорог, где пройдет реконструкция. Как оказалось, их немало...
Перед приездом на «Южные ворота», где главу правительства ожидали члены кабмина и муниципалитета, журналисты взяли в кольцо мэра Бишкека Ису Омуркулова, который должен был провести презентацию проекта строительства и реконструкции городских дорог. «За последние годы это самый крупный проект, - делился градоначальник. - $30 миллионов полностью пойдут на строительство дорожных сетей столицы. На эти деньги отремонтируют 12 улиц общей протяженностью более 25 километров и мост через реку Аламедин. Будем строить не только дороги, но и тротуары, ирригационные сети, устанавливать наружное освещение. Покрытие дорог будет соответствовать международным стандартам», - продолжил мэр.
Глава муниципалитета отметил, что тендер объявлен, и 10 августа станут известны подрядчики. «Контроль расходования средств будет объективным и прозрачным. Во-первых, тендер международный, с участием консорциума, куда входят кыргызские и турецкие бизнесмены. Все условия тендера соответствуют международным нормам. Но главное для нас - качество работы», - сказал Иса Омуркулов.
К тому времени прибыл и премьер Омурбек Бабанов, которому презентовали проект строительства объездной дороги в южной части города. Презентацию на красочных стендах и макетах проводил вице-мэр Бишкека Бакыт Дюйшенбиев. «Мы видим продолжение Южной магистрали в восточном направлении до 12 микрорайона с реконструкцией дороги, строительством моста через реку Аламедин и продолжением до улицы Шабдан Баатыра (Алма-Атинской). В западном направлении: от улицы Садырбаева (бывшая Баха) внутри жилмассива «Арча-Бешик» до улицы Чортекова, от нее до Муромской, где 4-я горбольница. От нее спускаемся до Гагарина, потом до улицы Огуз-Ата и оттуда - до железной дороги по улице Алыкулова», - наглядно объяснил вице-мэр.
После глава правительства решил воочию убедиться в услышанном и отправился с многочисленной делегацией в 12-й микрорайон. Там он ознакомился с участком дороги, который планируют продлить до «Алматинки». Проектная мощность участка - один километр с шириной проезжей части более 11-ти метров. Так, на один километр дороги придется $1 миллион.
- Снимите это место и посмотрим, каким оно будет через год, - кликнул журналистов Бабанов и стремительно сел в джип.
Внушительный эскорт двинулся в западном направлении, где делегацию ожидал самый протяженный и сложный участок дороги через несколько жилмассивов. Навигация пролегала от улицы Баха (нынешняя Садырбаева) до «железки», что находится на окраине столицы. Сама дорога показалась очень долгой - из-за отсутствия трассы как таковой. Она проходила через три новостройки: «Арча-Бешик», «Ак-Орго» и «Ак-Ордо». В этот момент вспомнились слова градоначальника Исы Омуркулова о том, что мэрия не стала распылять деньги, а решила сделать южную объездную дорогу с выходом на окраины и въездами в Бишкек с восточной и западной сторон. Впрочем, как признал сам мэр, такая необходимость назревала давно.
- Ну как вам дорога? Вы видели, в каком она состоянии?! - с изумлением спросил у работников СМИ премьер, когда прибыли на место на столичном отшибе, что в Сокулукском районе.
Омурбек Бабанов, отойдя от эмоций и пыльной дороги, начал делиться впечатлениями и ожиданиями от будущего «города мечты». Для начала премьер привел аргумент, что «лучше не латать дороги, а строить новые». «Строительство новой объездной дороги в столице Кыргызстана вдохнет жизнь в автомобилистов», - начал глава правительства. Он отметил, что городская южная магистраль имеет республиканское значение. «Сейчас на этой трассе много участков с очень плохим состоянием, строительный мусор, а на некоторых и вовсе отсутствует сама дорога, - продолжил премьер. - Из южных регионов республики идет большой поток автотранспорта в столицу. В скором будущем новая магистраль существенно разгрузит трассы и улучшит движение автотранспорта в городе, и для экологии это имеет большое значение».
В завершение поездки премьер-министр дал понять, что этот проект должен быть реализован в течение года. Напоследок Омурбек Бабанов призвал журналистов запечатлеть на память «исторические кадры», чтобы посмотреть на них через год и почувствовать разницу. Что ж, работникам прессы и самим интересно вскоре увидеть обещанную современную магистраль.