13:32
USD 87.45
EUR 100.76
RUB 1.08
Репортажи

Букашки без бумажки

Люди десятилетиями живут, не подозревая о своей зависимости от документов. И не догадываются, что без законной бумажки им не видать ни школы для своих детей, ни пособий, ни всего остального. Они отправляют отпрысков в первый класс не со свидетельством о рождении, а со... справкой «жив-здоров». У них уводят из-под носа дом, в котором обитало большое семейство, и за который были уплачены тысячи долларов.

Сколько горестных историй приходится выслушивать специалистам Ассоциации в поддержку женщин-предпринимателей Кыргызстана, проводящим при поддержке «Женщин ООН» бесплатные консультации для южан! По 6-8 выездов в айылные округа делают они, и на каждую консультацию собирается до двух десятков человек. Причем консультация проходит не один на один, а этаким общим ликбезом: кто-то садится к столу и делится болью, а остальные мотают на ус и примеряют к собственной ситуации.

alt

- Отсутствие личных документов, свидетельств о рождении детей, о браке, документов на недвижимое имущество, - юрист по Ошской области Зарина Абдыкадырова перечисляет поводы, - оформление наследства, признание отцовства, алименты, расторжение брака... Хоть и живут в XXI веке, а не понимают, что на дома, земельные участки нужны документы. Приносят старую-старую домовую книгу - вот, мол, мои документы! С экономическими проблемами приходят: у кого-то магазинчик сгорел, у кого-то - другое. Вдовы, матери идут - за восстановлением документов, утерянных в июньских событиях...

- У меня из роддома справки не было, - рассказывает Минура Мадумарова. - Десять лет не давали ее, десять лет в ЗАГС ходила, умоляла. А тут за два дня сделали! (Она гордо разворачивает свидетельство.) Через суд оформила документы, но в ЗАГСе и эти бумаги не приняли, сказали, что судебное решение неправильное. Я дома родила, тогда сотовых не было, муж был в командировке. Хотела сына в школу 1 сентября отвезти, а тут рожать пришлось. Дочку-то я в школу отдала, она со справкой от врача поступила. А повела в балетную школу - там свидетельство понадобилось.

И таких случаев множество.

- У меня четыре соседки во время событий сумки потеряли, когда убегали, - продолжает Минура. - Моя сестра потеряла документы на дом, у нее его и забрали: мы тогда не успели переоформить на себя, хоть три года прошло, а бывшие хозяева снова продали его. Теперь хотим и по этому делу консультироваться.

В зале несколько десятков немолодых женщин. Что поделать, пенсионерки - движущая сила: мужчины на заработках, женщины помоложе в хозяйстве. Прочие трудности остается решать только апашкам.

alt

- У нас в махаллю вода вообще не поступает, - говорит Карима Абдыллаева. - Сколько заявлений писали! Даже колонку поставили, но пустую - через частников, а они сбежали. Вот пришла узнать, как законно дальше действовать. Может, из госбюджета мы можем воду провести?

Собственно, не только юридической помощью занимаются «Женщины ООН». От банальных фестивалей дружбы до крупных акций против насилия (если помните, не так давно в Джалал-Абаде мужчина прямо на базаре зарезал жену - из ревности, и, что удивительно, общество встало на защиту мужа-убийцы, а отнюдь не погибшей женщины).

Приходится разгребать и завалы дел в приграничных и весьма конфликтных зонах типа Андарака (там планируется открыть кыргызско-таджикский цех - ждут, когда поставят швейные машины, чтобы переключить энергию молодежи в конструктивное русло), не говоря о рутине вроде разбирательств с милицией, вымогающей деньги у подравшихся меж собой подростков.

Оказывается помощь и брошенным женам. Одну, к примеру, муж бросил только потому, что та родила ребенка с пороком сердца, а другую - «рыцарь» выгнал вместе с четырьмя детьми, и та полгода скиталась по родне, пока через суд не добилась двух трети имущества.

Отдельная проблема - «бесхозные» женщины. Приграничье всегда отличалось смешанными браками: кыргызстанки шли замуж за граждан Узбекистана или Таджикистана и наоборот. Жизнь бок о бок притупляет сознание того, что ты уже являешься гражданином другого государства и обязан подчиняться его законам и должен хотя бы поменять паспорт. Рожают кучу детей, обзаводятся совместным хозяйством, а о «мелочах» не думают. А это дает прекрасный повод той же узбекистанской милиции время от времени проявлять норов. В итоге в Кыргызстан в один день «оптом» депортируются сотни женщин. Статистика, понятное дело, не ведется, ибо депортированные не обращаются в айыл окмоту за помощью: оставляют детей старше полугода у мужа, а сами пересиживают у родни, выгадывая удобное время для возврата к супругу. А куда деваться, если в браке по 15-20 лет уже прожили? Особенно много таких сейчас в Араване, Кара-Суу, Джалал-Абаде и Баткене. Только в Араване таких женщин 600 и порядка 3 тысяч детей, естественно, без документов, лишенных пособий, льгот и всего прочего. Ну а что депортированные? Пока суд да дело, вкалывают на чужих полях за 100-150 сомов в день, лишь бы не быть обузой родителям (собственных наделов у женщин, понятно, нет).

Сейчас ассоциация пытается выбить хотя бы 30-40 тысяч сомов на аренду полей для таких женщин, так как вопрос гражданства и возвращения к семье очень уж затяжной. А решать вопрос документов для таких «бесхозных» однозначно придется, видимо, с подключением депутатов.

Бизнес