Нет христиан, которые бы не знали о Родительском дне. Более того, каждый верующий и неверующий старается в этот день обязательно попасть на кладбище, чтобы позаботиться о покойных родственниках и друзьях.
Каждый год дата Родительского дня меняется вслед за Пасхой: он наступает на девятый день после пасхальных торжеств, длящихся 40 дней. В этом году Родительский день пришелся на 24 апреля.
И нет покоя на погосте
С раннего утра люди едва вмещались в маршрутки, идущие в сторону городских и пригородных погостов. Частные машины образовывали плотные пробки, которые казались бесконечными. Но все терпеливо ждали.
У могил убирался мусор, пожухлая трава, красились оградки. После помянули ушедших добрым словом, молитвой, а может, и просто молчанием. У каждого свои воспоминания, боль, да и все мы по-разному выражаем свои чувства.
Неизменно лишь то, что каждый из нас обязан помнить и чтить ушедших. Однако при виде могил на ум приходит мысль о том, что не все, кто гордо называет себя Человеком, таковыми являются. Разве по-человечески осквернять могилы усопших?! И не важно, кто они тебе - родственные души или нет. Почему так много исковерканных памятников, выломанных заборов и скамеек, свежеспиленных деревьев?

«Какая красивая росла в прошлом году сирень у ограды, а теперь все вырублено!», - вздыхает старушка у могилки. Ей в ответ: «Что там сирень! Вы только посмотрите - совсем свежий спил. Помню я иву, ей, наверное, лет 25-30 было. Приходила сюда, могла в тени посидеть, помолиться, пообщаться с покойными. Зачем спилили?!».
«А на моей скамейке нет доски. Где присесть?», - спрашивает пожилая женщина с корзинкой в руках. В ней поминальная снедь, которую она раздает проходящим мимо людям. По православному обычаю отказываться от угощения нельзя, а если его съешь, то покойнику «будет лучше».
Кладбище как прииск
Угостила и я подростков конфетами и куличом. Вообще-то истинные верующие с утра пораньше в Родительский день едут в храм на утреннюю службу, там после молебна освящают принесенные продукты, а после едут на кладбище. Но чаще люди просто берут то, что есть дома, или по дороге покупают в магазине. В нашей суматохе многие традиции и обычаи стали формальными.
Одна из прихожанок как-то просвещала: «Надо нести на кладбище кутью (поминальную кашу), блины, крашеное яичко, символизирующее радость Воскресения Христова, компот либо кисель. У могилы надо помолиться, зажечь свечи и попросить у покойника прощения. И вот по тому, как горит свеча, можно понять, обижается он на тебя или нет».
Сегодня блины заменяют пасхальными куличами, печеньем или пряниками. Кисель - минералкой и даже алкоголем, что православие категорически запрещает.
Подхожу к могиле бабушки, а на памятнике нет стальной таблички с именем и датами рождения и смерти. Хорошо, что у дедушки не успели отвинтить. А у соседнего памятника звездочку украли, рядом тоже ползвезды!

«Вот негодяи! Медные буквы имени моей дочери сбили с памятника! - возмущается сквозь слезы безутешная женщина.- Варвары!».
Надо же, я утром на остановке видела двух мужиков, которые тащили металл на продажу. Не их ли друзья это сделали?
За год и ограждение вокруг кладбища стало «фрагментарнее». Тоже металл!
Закончился Родительский день. Живые вернулись к живым. Мертвые остались в своем царстве. А кто остановит тех, кто вроде бы с виду живой, а душа у него уже умерла?! Ведь только тогда мы все оправдываем звание Человека, когда чтим память ушедших и заботимся об их могилах!