Давно известно, что в Кыргызстане власти охотно идут на контакт с народом лишь в предвыборную пору. Затем до них не достучишься. Но сегодня на одном из местных информационных порталов появились контакты общественных приемных Жогорку Кенеша и депутатских фракций, там же был указан порядок их посещения простыми смертными.
К торага парламента просто так не пройти. Сначала надобно написать письменное заявление, в котором изложить суть вопроса. Обещают ответить! Но, как известно, обещанного три года ждут. В наших реалиях граждане могут прождать и весь депутатский срок (если не случится революция).
Можно поступить иначе - пройти на прием к рядовым депутатам, предварительно позвонив в общественную приемную их фракции. На сайте представлен список контактов всех пяти политических организаций, представленных в парламенте.
И это хорошо, ведь нашему человеку только слово дай - живо расскажет о наболевшем. Неужто теперь можно дозвониться в парламент и договориться о встрече с депутатом? Я живу беззаботной холостяцкой жизнью и ни на что не жалуюсь. Но от знакомых нередко слышу горестные рассказы. У кого-то регулярно отключают электричество, другим нечем платить за отопление. Мой лучший друг, молодой отец, не знает, как прокормить на зарплату семью из трех человек. А ведь это все избиратели! Переживая за соотечественников, решил позвонить народным избранникам и излить душу.
Набрал номер общественной приемной самой влиятельной парламентской фракции - СДПК. Приятным голосом ответила какая-то девушка.
- Желаю побеседовать с Ириной Карамушкиной! - начал я без экивоков.
- С кем? - не поняла та.
- Это приемная? - засомневался я.
- Нет, это ресторан.
Ну, думаю, напутали с одним номером, с кем не бывает? Звоню в общественную приемную фракции «Ар-Намыс».
«Вызываемый вами абонент не имеет права получить данный звонок», - был мне ответ. Подобные вещи обычно говорят, если абонент не заплатил за телефон. Что же получается? На топливо для своих машин депутаты тратят бюджетные миллионы, а на телефон для связи с избирателями средств нет?
Телефон общественной приемной фракции «Ата Мекен», на удивление, оказался включен. «Абонент в данный момент занят», - услышал я автоматический ответ. Повесил трубку и сразу же перезвонил. Длинные гудки. Видать, абонент освободился, моментально покинув рабочее место.
Не удалось дозвониться до общественных приемных еще двух фракций - «Ата-Журт» и «Республика». Не отвечают, хоть тресни. Я уж решил, что журналисты напутали и выдали на сайт информацию с непроверенными номерами контактов. Однако в общественную приемную самого Жогорку Кенеша дозвонился без проблем.
- Что такое? - спрашиваю. - Звоню во фракции, и везде глухо!
- Не знаем, обращайтесь в отдел кадров! - подсказала работница.
Обратился. И был немало удивлен тем, что в отделе кадров сотрудники в рабочее время оказались-таки на месте.
- Да, вроде, нет у нас информации о номерах общественных приемных фракций, - сказала женщина приятным голосом, и тень сомненья проскользнула в ее интонации. - Сейчас поищу.
Слышу, шуршит чем-то.
- Нет, представляете, нет таких контактов! - ответила она через минуту. - Возможно, вам помогут, если позвоните в сектор учета пропусков!
Нужный номер у меня был, и я быстро дозвонился. Ответил какой-то мужчина, суровость которого очевидна даже по короткому телефонному разговору. Объяснил я ему, что к чему, а он оскорбился. Мол, не справочная тут!
- Нет, мы номера не выдаем, вы в общественную приемную позвоните! - буркнул он и бросил трубку. Вот такой ответ избирателю!
Круг замкнулся. Меня, как говорится, везде «отфутболили». Вот такие общественные приемные, напрочь засекреченные для общества.
Сознаюсь: у нас, журналистов, есть возможность звонить депутатам и министрам на личные сотовые телефоны и задавать свои вопросы. Но простые граждане лишены такой привилегии и довольствуются теми способами связи, которые им предоставляют. Охотно ли власти идут на контакт с избирателями, благодаря которым занимают свои места, пусть читатель решит сам. Думаю, это очередной повод напомнить, что нежелание слышать глас простого народа и считаться с его мнением привело к краху прежних властных режимов в Кыргызстане. Может, пора, наконец, выйти на связь?