Все лето Кыргызский национальный музей изобразительных искусств имени Гапара Айтиева радовал посетителей новыми экспозициями. Вот и очередная открывшаяся накануне выходных персональная выставка заслуженного деятеля искусств КР Мусы Абдиева стала подарком для зрителей.
Единственный в КР профессиональный художник по костюмам Муса Абдиев посвятил выставку 70-летию кыргызского кино, отмечаемому в республике в 2011 году.
От разнообразия работ, а это 163 эскиза костюмов, выполненных на бумаге маслом, гуашью, акварелью, тушью и карандашом, разбегаются глаза. Хочется объять все и сразу. Но приходится взять себя в руки и более-менее планомерно рассматривать экспонаты. Это слегка пожелтевшие от времени листы бумаги, на которых рука тогда еще молодого выпускника Фрунзенского художественного училища Мусы Абдиева выводила первые силуэты героев фильмов. На съемки ленты «Джура», снятой в 1963 году, он был приглашен в качестве художника-постановщика по костюмам. Одежду своих героев картины Муса Абдиев нарисовал настолько тщательно, что складывается впечатление, словно он сам жил в далеком Туркестане 1928-го, когда там шло становление советской власти. Молодой охотник Джура, его возлюбленная Зейнаб, басмачи и контрабандисты... Яркие, точные и характерные образы. Все это мы увидим позже, в фильме. А для этого художнику пришлось немало потрудиться, изучая исторические источники, документальные снимки людей, живших в то время, прежде чем «увидеть» и «одеть» персонажей.
Среди представленного взору зрителя - эскизы костюмов к известным фильмам «Потомок белого барса», «Миражи любви», «Чингисхан» режиссера Толомуша Океева, «Материнское поле», «Каныбек», «Улица» Геннадия Базарова, «Первый учитель» Андрея Михалкова-Кончаловского, «Алые маки Иссык-Куля» Болота Шамшиева, «Не ищи объяснения» Джали Соданбека, «Провинциальный роман» Мелиса Убукеева и другие. В создании некоторых костюмов, по словам Мусы Абдиева, ему помог собственный жизненный опыт. Так случилось в работе над фильмом «Материнское поле» по повести Чингиза Айтматова. Отец художника погиб на фронте, в военные годы погибли его брат и две сестры. Из близких осталась лишь мать. Именно ее лик и ее манера одеваться в сшитую своими руками одежду помогли Мусе Абдиеву создать на экране образ Толгонай.
На центральной стене зала размещены масштабные работы - образы молодого вождя охотничьего племени Белых Барсов и знаменитого монгольского завоевателя Чингисхана. Рисунки выполнены маслом, в них отработана каждая деталь одежды и аксессуаров, вплоть до узора на кинжалах и мечах. Филигранная работа! А вот эскизы к фильму «Миражи любви» чем-то напоминают иллюстрации к древним персидским сказкам - легкие шелковые платья и шальвары у девушек и женщин, массивные украшения, узорчатые халаты у мужчин, остроносая обувь людей той эпохи.
На мой вопрос, над чем ему интереснее работать - исторической картиной или современной, Муса Абдиев, не раздумывая, отвечает, что над первой. «Работа над фильмом - это всегда погружение в иную жизнь. Да, исторические ленты очень сложные. Тем не менее, изучая этнографический материал, я могу одеть героя так, как захочу, ближе к его характеру. А в современных фильмах ничего делать не нужно - пошел в магазин, купил, одел, и все», - отметил он.
Удивили несколько эскизов к научно-популярному фильму «Сказ об искусстве» режиссера Геннадия Базарова. Это аппликации, изображающие народных музыкантов в национальной одежде с архаичными инструментами в руках, манасчы, древних воинов... Документальный фильм 1974 года рассказывает о пути развития кыргызского искусства - от комуза до симфонического оркестра. Благодаря знакомству исполнителей с нотами музыкальная культура проникла в народ. Стали возможными исполнение лучших музыкальных произведений, создание музыкальных ансамблей, оперы, балета. Подумалось, не потому ли искусство в республике и отношение к нему были значительно лучше, что создавались такие просветительские ленты, в которых дикторский текст читал сам Чингиз Айтматов?
Несомненно, открывшаяся выставка не для разового посещения. Слишком много информации, впечатлений, повода для размышлений. Нужно прийти снова и, не спеша, вдумчиво пройтись вдоль стен. Как театр начинается с вешалки, так и настоящее кино начинается с тщательно продуманных костюмов его героев. А художников по костюмам в кино сегодня в КР осталось всего двое - Муса Абдиев и его дочь Инара.