11:17
USD 87.45
EUR 99.46
RUB 1.07
Неудобные вопросы

Стоит ли платить за наше образование и часто ли приходится вам благодарить учителей и преподавателей?

Стоит ли платить за наше образование и часто ли приходится вам благодарить учителей и преподавателей? На эти вопросы ИА «24.kg» предложило ответить известным людям и чиновникам.

 

Темир Сариев, депутат парламента КР, сопредседатель партии «Ак-Шумкар»:

 

Государство обязано обеспечивать бесплатным средним образованием. Редкие специальности, необходимые, например, для развития гидроэнергетической отрасли Кыргызстана, должны и вовсе быть бюджетными. Потому что сейчас наша страна испытывает потребность именно в таких профессионалах. При этом гуманитариев наблюдается перенасыщение.

 

Стоит поощрять внешкольную работу учителей. Но с условием, что родители будут делать это на добровольной основе. Нам необходимо поддержать учителей. Особенно остро ситуация складывается в сельской местности: из-за мизерной оплаты большинство педагогов отказываются работать. В результате многие школьники из районов не знают ни русского, ни английского языка, да и на родном изъясняются с трудом.

 

Самара Умралиева, главный специалист управления дошкольного, школьного и внешкольного образования Министерства образования и науки КР:

 

Считаю, что платить необходимо. Пока государство не может обеспечить достойное существование нашим педагогам, соответствующее условиям современного рынка. Поэтому как в высших учебных заведениях, так и в школах применяется практика контрактного обучения. Что же касается вступительных взносов для первоклассников, то многие родители, чьи дети не относятся к данному микроучастку, на котором расположено среднее учебное заведение, сами готовы заплатить любые деньги, лишь бы их ребенок учился в выбранной ими школе.

 

Что касается подарков, то принимать их, а тем более, как это часто практикуется, заказывать их на определенные праздники просто недопустимо. Я сама педагог и категорически против такой системы. Сейчас в сорока из 90 городских школ уже созданы общественные фонды, куда родители делают взносы на добровольной основе. Если деньги действительно идут на нужды учебного заведения и на доплату учителям, деньги платить стоит. Однако очень часто нам звонят родители с жалобами, что у них просто вымогают определенные суммы. Поэтому я считаю, что в каждой школе необходимо создать такие добровольные фонды, где каждый сом будет под контролем родительских комитетов.

 

Чолпон Джакупова, руководитель правовой клиники «Адилет»:

 

Оба вопроса риторические. Это положение без альтернативы. Лишь 10 процентов жителей Кыргызстана могут обеспечить своим детям получение высшего образования за рубежом. Остальные просто обречены постоянно решать вопрос о цене и качестве образования в Кыргызстане, но пока смиряются с этим положением и не хотят бороться.

 

Ответом служит унизительная заработная плата учителей. Естественно, все осознают это, отсюда и возникает данная проблема.

 

Канат Мамбеталиев, проректор по научной работе и внешним связям Кыргызской государственной академии физической культуры и спорта:

 

Во всем мире за образование платят, и Кыргызстану стоит придерживаться мировой тенденции. Но нередко возникают вопросы о качестве получаемого образования и возможности дальнейшего трудоустройства. Наконец, самым главным аспектом в системе образования является низкая степень подготовки абитуриента. Это уже вина школ, так как многие их выпускники вообще не подготовлены к получению высшего образования. В соответствии же с кыргызским менталитетом успешный человек должен получить диплом.

 

Мои дети учатся в гимназии, поэтому данная проблема мне известна. Директор школы на одном из собраний отметил, что действительно есть учителя «от Бога», а есть и другая категория, которая и заказывает подарки.

 

Абакир Мамытов, начальник управления профессионального образования Министерства образования и науки КР:

 

Считаю, что плата за получение высшего образования в Кыргызстане не столь высока, даже наоборот. Это, конечно, вынужденные меры, но хотелось бы напомнить, что студенты бюджетных отделений должны вернуть долг государству и отработать его в течение двух лет. В 2007 году государством  выделено в вузах 5 тысяч 705 бюджетных мест.

 

Я против различных подношений, так как это не соответствует педагогической этике. Определенные знаки внимания в виде цветов просто необходимы. Но когда искренняя благодарность воплощается в материальную ценность, это уже элемент коррупции.

 

Марс Сариев, политолог.

 

Плата за получение высшего образования - это, конечно, вынужденная мера. Но в Кыргызстане существует практика, когда для талантливых студентов организуют общественные фонды и выплачивают им стипендии. Так что вопрос о доступности высшего образования в стране остро не стоит.

 

Поощрение педагогов и преподавателей следует пресекать. Даже если подарок сделан добровольно, это начало коррупции. В системе образования подобную практику необходимо пресекать уже в детском саду.

 

Алена Романова, выпускница Кыргызского национального  университета имени Жусупа Баласагына.

 

В нашем университете дают качественное образование, но, к сожалению, не на всех факультетах. В КНУ много замечательных педагогов, мастеров своего дела, благодаря которым студенты, начав практически с нуля, становились настоящими специалистами. Я обучалась на бюджетном отделении, поэтому меня данная проблема особо не коснулась, хотя и я встречала молодых преподавателей, которые с трудом говорили по-русски, к ним мы относились критически. Честно говоря, мне было жаль наших контрактников: за что их родители платили деньги? Но их это, похоже, сильно не беспокоило. Главное, чтобы чадо получило диплом о высшем образовании.

 

В школе мы, безусловно, дарили учителям подарки от души, хотя от различных поборов тоже уставали. Иногда родительский комитет просто увлекался сбором денег, а куда они шли - неизвестно, так как учителю доставался лишь небольшой сувенир.

Бизнес