04:05
USD 89.11
EUR 94.62
RUB 0.95
Политика

Кыргызстан. Не ищем легких путей

Интрига вокруг партии, которой президент переходного периода Кыргызстана Роза Отунбаева поручит сформировать парламентскую коалицию большинства, разрешилась. Социал-демократы во главе с Алмазбеком Атамбаевым получили право первой попытки. То, что попытка будет не единственной, уверено практически все экспертное сообщество. И интриг, в отличие от наступления долгожданной стабильности, судя по всему, будет еще предостаточно...

Для начала такая история. Несколько дней назад, не афишируя, в Бишкек прибыл один из заместителей председателя Государственной думы России Бориса Грызлова. Несмотря на неофициальный статус визита, высокого гостя приняла Роза Отунбаева, а глава ее администрации Эмильбек Каптагаев даже свозил российского чиновника в Токмакский заповедник, где на фоне осенних красот легче решаются вопросы сложного (при полном отсутствии консенсуса) характера новой власти Кыргызстана.

О чем они говорили, остается загадкой, но, впрочем, нетрудно догадаться.

Первый пошел

Итак, фракции СДПК поручено сформировать коалиционное большинство со всеми вытекающими отсюда последствиями - созданием легитимного правительства, озвучиванием имени кандидата на пост премьер-министра, ну и самими назначениями.

Алмазбек Атамбаев, соглашаясь с предложением президента переходного периода, взвалил на себя груз ответственности за реализацию непростого плана. В случае удачи все дивиденды - в первую очередь ему. В случае поражения... Роза Отунбаева уже озвучила: лидеру партии «Ата Мекен» вторым предложено влезть в шкуру главного режиссера постановки «Коалиционное большинство».

Несмотря на то что макияж с интриги смыт, ясности не видно даже на горизонте. У Алмазбека Атамбаева, согласно Конституции, есть 15 рабочих дней, чтобы пробудить в коллегах совесть и истинные, а не декларативные, патриотические чувства и убедить (или уговорить?) играть по его правилам.

Пока головной болью СДПК и вошедшей в полусформированную коалицию парламентского большинства «Республики» является Омурбек Текебаев. Не «Ата Мекен», а именно ее лидер.

После его демарша на встрече с журналистами российского НТВ, когда главный социалист, если верить телеканалу, допустил весьма неполиткорректные высказывания в адрес Дмитрия Медведева, в экспертном сообществе заговорили о том, что Кремль не устраивает кандидатура Омурбека Текебаева на пост спикера. Сам лидер «Ата Мекена» не афиширует, но и не скрывает своих должностных притязаний.

Сможет ли глава фракции СДПК убедить коллегу «не гнать лошадей»? Вопрос пока без ответа.

Попытка не пытка

И даже если вдруг такое случится и антиамбициозное чудо произойдет, то действо портит главный республиканец Омурбек Бабанов. Он который день диктует прессе свой основной message: «Наша принципиальная позиция заключается в том, чтобы все участники коалиции поддержали нашу экономическую программу». Готов ли Алмазбек Атамбаев «послушно» поддержать чужую экономическую программу, если у него с СДПК своих планов громадье?

Если все-таки Омурбек Текебаев не наступит собственной песне на горло, то у Алмазбека Атамбаева не остается запасных козырей, кроме как личным примером показать главе «Ата Мекена», что ради сохранения страны и ее общества он готов идти на компромисс с идеологическими оппонентами. И прежде всего - с партиями «Ар-Намыс» и «Ата-Журт».

В последней заявили, что готовы к мирному диалогу с порученцем Розы Отунбаевой. В «Ар-Намысе» пока демонстрируют отстраненность от важного политического действа. «Не думаю, что парламентская фракция СДПК предложит нам участвовать в коалиции», - заявил журналистам ее лидер Феликс Кулов.

А если предложит?

Гадания на депутатской гуще

Эксперт Валентин Богатырев несколько дней назад высказался в прессе о том, что «начинается самая главная работа - формирование фракций в парламенте». «Не секрет, что в некоторых партиях, прошедших в парламент, существуют колоссальные внутренние разногласия, напряжение и даже конфликты. Конфликты настолько острые, что это не только конфликты людей друг с другом, но и конфликты групп с лидерами», - сообщает Валентин Богатырев.

Вместе с тем эксперт считает, что «в Конституции нет ничего по поводу того, что фракции должны формироваться именно по партийным спискам». «Такое положение есть в Законе «О регламенте Жогорку Кенеша», который действовал и который не все хотят признавать как основу для формирования фракции. Поэтому сейчас идет брожение, и, возможно, мы получим фракции, не совпадающие с партийными списками. То есть какие-то депутаты могут вступить в другие фракции, и это вполне реальный вариант», - прогнозирует Валентин Богатырев.

Однако ему оппонирует «отец» обновленного Основного закона Омурбек Текебаев. «Мы учли печальный опыт Украины, в Верховной раде которой депутаты табунами переходили из фракции во фракцию - от Виктора Януковича к Юлии Тимошенко и наоборот, - говорит глава фракции «Ата Мекен». - При добровольном выходе депутата из своей фракции он автоматически теряет партийный мандат, то есть сам мандат остается у фракции, а депутат волен выражать свое мнение, отличное от мнения его партийных соратников».

«В то же время новая Конституция дает народному избраннику гарантии не быть подвергнутым обструкции за то, что выразил точку зрения, отличную от точки зрения фракционного большинства», - резюмирует он. И подчеркивает, что парламент пятого созыва начал и пока будет работать по регламенту, который есть.

«Раз мы все взяли этот регламент за основу до внесения в него возможных изменений, то мы его признаем. А раз признаем, то в нем четко прописано: депутатские фракции создаются на основе партийных списков. Так что Валентин Богатырев лукавит», - считает Омурбек Текебаев.

А беспартийная фракция?  

О том, возможна ли в Жогорку Кенеше беспартийная фракция, спрашиваем у главы партии «Ата Мекен». «Это исключено, - заявляет он в ответ. - Мы учли украинский опыт. Это невозможно, как и, повторюсь, переходя из фракции во фракцию сохранять партийный мандат. То есть, выходя из фракции, депутат может голосовать вопреки мнению своего фракционного большинства, но не более».

Даже если теоретически предположить, что Алмазбек Атамбаев, преследуя цель сформировать коалицию, предпримет попытки убедить парламентариев от той или иной политической организации покинуть родную фракцию, то у него это не получится? Ситуация, как ни крути, все равно неясная, как туманность Андромеды. Кстати, эта конституционная коллизия была обозначена Венецианской комиссией еще летом 2010-го.

В своем заключении по проекту Конституции КР (в редакции, опубликованной 21 мая) Венецианская комиссия пишет, что «поскольку депутаты теряют свой мандат после того, как покидают фракцию или партию (статья 73, параграф 1), их «свобода» очевидно ограничена. Тем не менее они имеют право голосовать за или против позиции фракции или партии. Более того, в отличие от Конституции 2007 года депутатов из партии уже исключить нельзя. Таким образом, предполагаемое положение можно рассматривать как сбалансированное в свете возможного злоупотребления политическими мандатами. При этом остается ряд вопросов. Возможно ли сформировать новые коалиции в течение пятилетнего периода? Есть ли у депутатов возможность воздержаться от принадлежности к любой из фракций?».

Венецианская комиссия рекомендовала новым властям Кыргызстана найти для этих вопросов однозначное решение на основе Конституции. Судя по всему, так и не нашли...

Зеркало

Общественность, сидя у телевизоров, охотно ругает новый парламент, который избран, но так и не приступил к работе. Однако трудно возразить члену экспертного совета РИА «Новости», эксперту по Центральной Азии и Кавказу Санобар Шерматовой, которая полагает, что ярко выраженная разобщенность Жогорку Кенеша - это отражение разобщенности общества.

«Основная причина в том, что общество и политическая элита расколоты на множество осколков. Общество разделено по линии «Север - Юг», на кыргызов и национальные меньшинства, а представители титульного этноса еще делятся на городских («европеизированных») киргизов и почвенников (в основном сельских жителей или сравнительно недавно приехавших из села) - кыргызов. Список можно продолжить. При этом картина будущего у северян и южан, киргизов и кыргызов, кыргызов и национальных меньшинств зачастую не совпадают. Границы между этими социальными группами, конечно, условны: многие столичные жители, к примеру, являются горожанами в первом поколении, да и вообще города (кроме Оша) появились в советское время. А среди по-настоящему культурных людей много выходцев из села, и не все представители титульного этноса разделяют крайние взгляды этнонационалистов. Тем не менее общество по этим линиям расколото на мелкие фрагменты. А каково общество, такова и политическая элита. При такой фрагментарности общества выборы не только не  объединяют, а усугубляют раскол, особенно если политические элиты и дальше будут руководствоваться не интересами сохранения целостности государства, ее суверенитета, а меркантильными целями. Тут свое слово должна сказать власть, потребовав, чтобы все выполняли единые правила игры. И продемонстрировать свою политическую равноудаленность и от «чужих», и от «своих». Пока этого не происходит», - отмечает Санобар Шерматова.

Так что неудачные попытки сформировать коалицию большинства в нашем неоднородном парламенте рикошетом отразятся на всех нас, в том числе на той половине электората, проигнорировавшей исполнение гражданского долга 10 октября.

Бизнес