10:23
USD 85.80
EUR 93.14
RUB 0.88
Политика

Тайна формулы Хайера, или Как в Кыргызстане депутаты будут мандаты делить

Рано или поздно, но в Кыргызстане Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов придется огласить официальные итоги выборов. Вот тогда и начнется самое интересное - распределение депутатских мандатов.

Извините, что без скандала

За две недели до выборов председатель Центризбиркома Акылбек Сариев рассказал на заседании, каким образом ЦИК собирается распределять мандаты среди 120 народных избранников. «Мы не собираемся изобретать велосипед. За основу взяли принцип австрийского адвоката Хайера, выведенный им в XIX веке. Он как раз и предписывает распределение по пропорциональной системе. Итак, суммируем количество голосов, полученных прошедшими в парламент партиями, и делим их на 120 - то есть на число мандатов. Получаем так называемую квоту. Потом голоса каждой прошедшей партии делим на эту квоту и по полученному результату определяем, сколько мандатов должна получить та или иная политическая организация. Оставшиеся мандаты распределим среди партий, у которых самое большое дробное число в остатке», - пояснил Акылбек Сариев.

Однако глава Центризбиркома так и не объяснил, почему оставшиеся мандаты добавят партиям, получившим самую большую дробь, а не тем, кто имеет наибольшее целое число.

К слову, применение данной формулы, на которую будет опираться ЦИК, не предусмотрено действующим законодательством. Есть только соответствующее разъяснение самой Центральной избирательной комиссии. Однако эксперты эту инициативу Центризбиркома назвали «неправомерной». По их мнению, без согласования с властями ЦИК не имеет юридического права распределять мандаты по остаточному принципу между партиями-победительницами.

«Центризбирком - исполнительный орган. Считаю, что временному правительству или президенту переходного периода КР необходимо своим постановлением внести надлежащие поправки в Кодекс о выборах, чтобы распределение мандатов не вступало в противоречие с Основным законом», - считает эксперт Кубат Кожоналиев.

Сплошные хитрости?

О распределении депутатских мандатов говорится в Кодексе о выборах, статья 77. Но речь в ней идет о 90 депутатах Жогорку Кенеша. Кодекс-то принимался в 2007 году, аккурат под декабрьские выборы, инициированные администрацией свергнутого президента Курманбека Бакиева.

Бывшие оппозиционеры, подхватившие власть 7 апреля, своими декретами поспешили избавиться от наследия и первым делом распустили Жогорку Кенеш.

В июне 2010 года на референдуме принята новая Конституция, провозгласившая парламентскую республику. Вот только Кодекс о выборах, по которому Жогорку Кенеш - флагман самой демократичной и честной власти - должен быть избран, переписать забыли.

«В итоге мы получили то, что получили. Этот кодекс настолько «горбат», что его просто невозможно приладить к нынешним реалиям. Надо принимать новый документ, но это уже прерогатива вновь избранного парламента», - заметил член ЦИК КР Михаил Корсунский.

Аналитики не исключают, что при распределении мандатов партии, забыв о том, что приняли нехитрый расчет Центризбиркома по «раздаче слонов», встанут в позу и потребуют объяснений. На каком, мол, основании лишние мандаты в Жогорку Кенеше распределяются по остаточному принципу? Ведь нормативно-правового акта, утверждающего такую формулу, как уже было сказано выше, не существует.

Кроме того, партии могут потерять свои голоса на тех участках, итоги на которых в результате грубых нарушений будут аннулированы. Таких участков только за границей насчитывается 13. «На общий исход голосования это не повлияет. Если какие-то партии и «похудеют», то несильно», - заявила член Центризбиркома КР Клара Сооронкулова.

Однако даже незначительный «минус» может сказаться именно на дележе мандатов.

«Главная проблема заключается в Кодексе о выборах. Этот документ противоречит Конституции, - сказала ИА «24.kg» глава правовой клиники «Адилет» Чолпон Джакупова. - Об этом не раз заявляли и члены ЦИК КР, и ее председатель, и независимые эксперты. Прежде чем объявлять выборы, надо было привести кодекс в соответствие с Основным законом, доработать его. Для этого следовало принять предложение Исхака Масалиева, то есть сначала новым властям легитимизироваться через распущенный парламент, а потом привести в порядок кодекс. И только потом объявлять выборы. Что касается недовольства партий, это мне тоже непонятно. После драки кулаками не машут. Чего трубить о нарушениях, когда выборы прошли? Надо было на месте все пресекать, а не сейчас кричать: «Караул, обманывают!». В свое время они промолчали. Поэтому теперь обвинять кого-то в том, что попраны нормы закона, поздно».

Бизнес