18:38
USD 88.85
EUR 94.92
RUB 0.96
Политика

Игорь Халанский: «Республику» остальные партии будут обхаживать, как девушку на выданье

Выборы в парламент, мысли о которых несколько месяцев держали страну в напряжении, состоялись. К счастью, мрачные прогнозы о срыве голосования, митингах и беспорядках не оправдались. Пришло время строить новые гипотезы. Эксперты тасуют варианты партийных коалиций, словно колоду карт. Кто займет ключевые посты в стране, первой на постсоветском пространстве перешедшей к парламентской форме правления? Удастся ли народным избранникам добиться успехов в новом качестве? С этими и другими вопросами ИА «24.kg» обратилось к заведующему кафедрой политологии Кыргызско-Российского Славянского университета Игорю Халанскому.

- Как вы оцениваете ход голосования на выборах в парламент и его результаты?

- Выборы прошли удачно. Спокойно, более или менее прозрачно, а это уже победа. К слову, административный ресурс задействован был, однако в наименьшей степени, чем в предыдущие годы. И не потому, что власть устранилась, просто после апрельских и июньских событий она не могла действовать в полную силу.

Сегодня интрига заключается в том, какая коалиция будет создана в парламенте. Известно, что лидеры некоторых партий находятся в натянутых отношениях. В частности, «Ата-Журт» и «Ата Мекен». Первую считают пробакиевской, а вторая находилась в оппозиции к этому режиму на протяжении нескольких лет.

Кроме того, «Ата Мекен» вряд ли скооперируется с политическим объединением «Ар-Намыс». Руководителей этих партий также не назовешь соратниками. Что касается «Ар-Намыса» и «Ата-Журта», здесь возможны варианты.

Между тем «Республика» имеет ряд преимуществ. Члены партии - менее опытные политики, однако весьма успешные предприниматели, которые привыкли побеждать. В отличие от конкурентов они начали свою политическую карьеру с чистого листа. Как мне кажется, именно эта партия занимает сейчас центровую позицию.

Вариантов коалиций много, и везде фигурирует «Республика». Я вывел следующие:

- СДПК, «Республика», «Ар-Намыс»;

- «Ар-Намыс», «Республика», «Ата-Журт»;

- «Ата-Мекен», «Республика», СДПК.

Скорее всего, реализуется третий вариант. С учетом того что глава «Республики» Омурбек Бабанов молод, коллеги попытаются подмять его под себя. Но это человек бизнеса, и поступить с ним подобным образом будет весьма сложно.  

- Активно доказывает свою победу на выборах еще одна партия - «Бутун Кыргызстан». Удастся ли ей пройти в парламент? Если да, то каким образом будет развиваться ситуация?

- Думаю, это негативно отразится на политическом процессе. Занять столь желанные места в парламенте эта партия сможет благодаря давлению на Центризбирком. Если это политобъединение пройдет, появятся другие желающие.

Во Франции после Франко-прусской войны при Третьей республике сложилась пятипартийная система. Так вот, с последней четверти XIX века по 1940 год в политической жизни участвовали десятки партий. Но порог не позволял проходить в парламент больше пяти.

Убежден, 6-7 партийная система неэффективна, а пересчет голосов чреват непредсказуемыми политическими последствиями для страны.  

- Каким вы видите процесс формирования правительства? Кто из победителей займет ключевые должности?

- Мы формируем свою систему по англосаксонской модели. Механизм давно отработан. Вся власть при парламентской форме правления сосредоточена в руках премьер-министра. Президент со временем превращается в фигуру-витрину. Если коалиция, как предполагается, будет состоять из трех партий, то на каждого лидера придется по должности: премьер-министр, первый вице-премьер-министр, вице-премьер-министр. Если число партий в парламенте увеличится, что нежелательно, количество руководящих постов также вырастет.

Если предположить, что реализуется третий вариант и руководитель «Республики» сможет отстоять свои позиции, то главой правительства станет именно Омурбек Бабанов, а спикером - Алмазбек Атамбаев или Омурбек Текебаев.  

- Насколько сильны в парламенте реваншистские тенденции? Возможно ли возвращение к президентской форме правления?

- Вернуться к ней возможно лишь в случае дискредитации парламентской формы правления. Чтобы этого не произошло, коалиции должны сформировать правительство в течение месяца. Затягивание процесса автоматически станет большим минусом для новых избранников. Кроме того, правительство должно с начала 2011 года начать работать в полную силу. Для этого нужно выработать стратегию, которая позволит достичь положительных результатов. Через год народ Кыргызстана должен ощутить позитивные изменения. Причем не для отдельно взятой прослойки, а в целом для страны. Если этого не произойдет, засчитается второй минус. Конечно, говорить легче, нежели делать. Но если не делать, то народ разочаруется в том, за что проголосовал на референдуме.

При наихудшем варианте развития событий партии просто погрузятся в политическую борьбу, и сил для реальных дел не останется. Скатимся к итальянскому варианту, при котором каждые полгода меняются правительства. Для нас крайне важен первый год. Если сразу не заладится, то в дальнейшем так все и пойдет.  

К слову, считаю, что президент должен занимать свой пост 10 лет, без права переизбрания. Потому что проводить выборы каждые четыре года слишком дорого.

- Представляют ли партии, не прошедшие в парламент, угрозу миру и спокойствию республики? 

- Надеюсь, что недоразумения будут решаться в правовом поле. Для этого следует усилить судебную ветвь власти. Это как раз характерно для парламентской формы правления. Система судопроизводства должна удалиться от политики и действовать самостоятельно. Если она станет независимой, подобные риски сведутся к нулю. Иначе никто не даст гарантии, что волнения не перерастут в нечто большее. Драматизировать ситуацию не стоит, как и пускать ее на самотек. Нам предоставлена историческая возможность войти в правовое поле. Если мы ее упустим, другого шанса может не быть.  
Бизнес