03:28
USD 84.56
EUR 100.60
RUB 1.16
Политика

Как нас дурачит предвыборная агитация

Агиткампания «Выборы-2010» ничем, кроме рекордно участвующего в ней числа партий, от большинства предыдущих не отличается: те же лица, те же цвета, практически те же лозунги. Глядя на плакаты некоторых партий, создается ощущение, что фото изображенных на них людей сделано на сотовый телефон, а у пиартехнологов явный кризис идей и полное отсутствие креатива.

Однако кажущаяся простота отнюдь не от недостатка ума или фантазии рекламщиков, а совсем наоборот. Как утверждают психологи, чем проще реклама, тем эффективнее. Говоря простым языком - так нас легче одурачить. Попробуем оценить PR-кампании и кандидатов с точки зрения психологии.

Синий нынче в моде. Политической

Первое, что в прямом смысле бросается в глаза в нынешнем агитационном изобилии, - избыток синего цвета и, кажется, всех его оттенков, что не случайно. Правильный цвет в рекламе способен создать настроение всей кампании и нейтральному на первый взгляд тексту придать позитивный или даже негативный смысл. В цветовой гамме заложено нечто большее, чем простое восприятие написанного на ней текста - она создает определенные психологические стереотипы.

Если верить психологам, синий - цвет стабильности и удовлетворенности. Он успокаивает, создает атмосферу безопасности и доверия, символизирует стремление к покою, гармонии с окружающими людьми и самим собой, а также к верности и глубокомысленным рассуждениям. Политики, выбравшие синий тон основным для своей агиткампании, хотят позиционировать себя как самодостаточных личностей с философским отношением к жизни. Такие «философы» у нас, судя по всему, - в партиях СДПК, «Ата-Журт», БЭК, «Акыйкат», «Ар-Намыс» и, возможно, в других, которые пока еще не вывесили свои билборды.

Подсознательный выбор

Плакаты партии «Ата-Журт», с которых на электорат смотрят кандидаты, изображенные на темно-синем фоне, должны подтолкнуть неискушенного избирателя согласиться с их призывами, поскольку такой насыщенный оттенок синего вызывает чувство общности и командной игры.

Агитпродукция СДПК тоже «облачилась» в синий, но другого оттенка. У Алмазбека Атамбаева небесно-синий фон с белыми буквами - это как бы небеса с облачками, символ светлого будущего. Можно сказать, что он рассчитывает на эмоциональное присоединение избирателей к предлагаемому движению вперед.

Партия БЭК, скромно называющая себя совестью народа, тоже символично добавила к синему белый цвет, который традиционно означает чистоту и нежность. Кто бы мог подумать, что с виду суровые и грозные сторонники Азимбека Бекназарова окажутся чистыми и нежными в глубине души. Ну где-то очень глубоко...

Цвета крови и любви

Красный - довольно агрессивный цвет, однако он ассоциируется не только с кровью, пролитой в борьбе, с храбростью и мужеством, но также с верностью, преданностью и любовью. Видимо, последнюю ассоциацию рекламщики от партии «Ата Мекен» решили еще более усилить почти интимным лозунгом «Сен жана мен». Красный традиционно выбирают партии левого толка, и для социалистов, пожалуй, трудно было бы подобрать иной колор.

Красный выбрала и партия «Бутун Кыргызстан». Люди в погонах, готовые защищать будущее силой, кричаще-ярким алым фоном своих плакатов и растяжек приумножили свою силу почти до воинственности.

В рекламе партии «Содружество» тоже присутствует красный. Он в гамме с синим и белым явно намекает на историческую близость и симпатии к России, цвета триколора которой всем известны. Делая ставку на голоса российских соотечественников, эта партия в отличие от многих других не использует в своих билбордах изображения самих партийцев. Перед избирателями ностальгические картины прошлого, когда специалисты из Москвы и других союзных городов приезжали в Киргизскую ССР поднимать экономику и производство. Ковались на заводах стахановские победы, а в полях шумели комбайны. Впрочем, в центре столицы эта идиллия выглядит, мягко говоря, не очень уместно.

А кто в бирюзовом-то?

На фоне красно-синих агитационных материалов ярким пятном выглядят партии, использовавшие желто-зеленую гамму и необычные цвета. К примеру, бирюзовый - цвет египетской богини мудрости. На его фоне и в галстуке того же цвета взывает к голосам избирателей лидер одной из партий - фаворитов нынешней предвыборной гонки.

Согласно трактовке психологов, бирюзовый цвет помогает уделять внимание самым различным сферам жизни или делать сразу две карьеры, вызывает сострадание и альтруизм. Это далекий от политики цвет художников, скульпторов и танцоров, который способствует росту творческого начала в человеке.

Языком жестов

Жесты, позы, мимика и одежда кандидатов в депутаты, взирающих сейчас на нас повсеместно, также расскажут многое о человеке. К примеру, за непринужденностью Мыктыбека Абдылдаева и Актана Арым Кубата, которые стоят, скрестив на груди руки, угадывается скрытое желание защитить себя. С точки зрения психологии, это достаточно нетрадиционная для политической рекламы поза. Она означает закрытость и говорит, что человек не готов полностью раскрыться.

Изображения таких «задумчиво закрытых» кандидатов апеллируют к одной категории избирателей - вдумчивых, выверяющих каждый свой шаг. Для того чтобы привлечь к себе и другую часть электората, кандидаты на плакатах раскрываются целиком и полностью. Открытые улыбки, расстегнутые или снятые и небрежно перекинутые через плечо пиджаки, отсутствие галстуков - это сигналы для поколения молодых избирателей. Кандидаты всем своим видом стремятся сказать, что они идут в ногу со временем, готовы работать с молодежью и говорить с ней на одном языке, использовать новые подходы в управлении.

Такие разные посылы использует партия «Ата-Журт». Ее билборды с изображениями веселого похода по городу в костюмах без галстуков компании мужчин и женщин должны сломать сложившиеся в их отношении стереотипы о том, что они жесткие и доминантные, и показать, как они открыты для людей и выступают за гендерное равенство.

Алмазбек Атамбаев с мечтательным выражением лица и определенным романтизмом во взгляде, устремленном куда-то вверх, по всей вероятности хочет показать, что смотрит он все-таки в светлое будущее.

Плакаты с изображениями Темира Сариева изобилуют разнообразием. Кандидат решил охватить все возможные слои населения, а потому на всякий случай сфотографировался и в галстуке (демонстрирует готовность к работе и принятию решений), и без него (отсутствие официальности и простота в общении), а также в молодежном стиле - в яркой футболке и светлом пиджаке.

У Омурбека Бабанова больше официальных изображений, где он в пиджаке и с серьезным прямым взором «глаза в глаза». По мнению психологов, это связано с его возрастом. Для участника предвыборной гонки молодость не всегда плюс. С одной стороны, это новая кровь в среде завсегдатаев ЖК, с другой - не многие готовы рискнуть и доверить будущее молодому человеку. Поэтому официальными фотографиями он пытается подчеркнуть свою зрелость, солидность, надежность, прямой взгляд должен рассказать избирателю о его готовности к работе и принятию решений.

Его изображения с многочисленными единомышленницами, а также изображения разнополых пар кандидатов - это попытка внушить публике, что партия свято блюдет гендерное равенство и практически каждая вторая в ней - женщина. Этот ход должен привлечь к ним голоса наибольшей по численности и активности части населения - женской. Справедливости ради надо заметить, что в «Республике» действительно много женщин, хотя, как показывает практика, это не всегда равноценно эффективности.

Управляй и контролируй

«Ар-Намыс» сделал ставку на своего лидера. На большинстве плакатов изображена крупным планом голова Феликса Кулова. Как утверждают психологи, голова, изображенная без тела, - это утверждение рациональности, закона, жестких правил, логики и убедительности. Голова - это то, что управляет и контролирует. Сочетание с железным щитом символизирует даже некоторую жесткость. Это явная претензия на контроль, и человек хочет доказать, что он придет и будет контролировать ситуацию. Собственно, «Ар-Намыс» верен себе и ничего нового не обещает.

Еще один кандидат, изображенный на плакатах только в виде «бюста», - Эдиль Байсалов. Западноориентированный правозащитник неожиданно для всех вдруг изменил свои ценности и облачился в традиционный ак калпак. С чего бы? По мнению психологов, колпаком, открытой улыбкой и слоганами исключительно на государственном языке он хочет показать, что он не западник, а обычный кыргызский парень, понятный простому народу.

Не все оценили ход, при котором большое фото бывшего члена СДПК почти затмевает изображения его новых однопартийцев. Но такая постановка, по утверждению психолога, не свидетельствует о его пренебрежительном к ним отношении. Скорее, хочет показать, что он - один из них, простых кыргызстанцев, но более известный, а следовательно, у него больше шансов пройти во власть и отстоять интересы народа. Тогда как у рядового и не известного широкой общественности хирурга, учителя или экономиста шансов на победу меньше. Впрочем, этот разворот почти на 180 градусов может сыграть с ним нехорошую шутку, поскольку люди, знавшие его ранее, могут расценить это как измену собственным принципам и просто отвернутся от него.

Неразгаданные тайны

Партия «Акыйкат» осталась для психолога загадкой. Для тех, кто не знает в лицо героев, изображенных на плакатах, все выглядит не вполне понятно. Официальный Аликбек Джекшенкулов в костюме с галстуком окружен бравыми парнями в пиджаках и без галстуков. Они больше напоминают его телохранителей, нежели сторонников и единомышленников. Обещание защитить Кыргызстан тоже не вносит ясности: от кого они собрались защищать и какая над страной нависла очередная угроза - не понятно.

Взгляды кандидатов от партии БЭК тоже почти невозможно прочитать в жестах и позах. Изображенный без пиджака, но в галстуке Мурат Мукашев, как и его менее мелькающие соратники, как-то не очень похож на совесть народа.

Вместо заключения

Учитывая все вышесказанное, хотим заметить, что любое символическое толкование цветов и жестов в рекламе, а в политической особенно, претендует на истину, если заранее известно, что ее составители расцвечивали плакаты не случайно, а в каждый взгляд и позу вкладывали определенный смысл. Иначе мы рискуем зайти в непролазные дебри психологии, пытаясь найти скрытый смысл там, где его нет. Ведь зачастую при выборе цветовой гаммы дизайнеры руководствуются элементарными принципами составления композиции, а выбор фото определяется указанием пальца заказчика и фразой «мне эта больше нравится».

Бизнес